«Основной причиной подъема являются отложенные сроки завершения проектов, начатых до кризиса 2014–2015 годов, — объясняет Ирина Акутова, ведущий консультант отдела гостиничного бизнеса и туризма компании Cushman & Wakefield. — Сравнимое увеличение объемов введенных гостиничных номеров (21,2 %) наблюдалось в 2010 году, на фоне постепенного восстановления рынка от кризисных 2008–2009 годов».
Более 80 % нового номерного фонда, вышедшего в 2017 году (1363 номера), относится к среднеценовому и экономичному сегментам спроса — это отели «Хилтон Гарден Инн Красносельская», «Ибис Октябрьское Поле», «Ибис Баджет Панфиловская», «Азимут Москва Смоленская» и «Холидей Инн Экспресс Павелецкая». Также в конце 2017 года был запущен один отель в высоком ценовом сегменте — «Хайатт Ридженси Петровский Парк» (298 номеров).
Смещение распределения качественного номерного фонда в сторону более бюджетных вариантов привело к снижению итоговой стоимости среднего по Москве размещения — на 2,1 % в сравнении с 2016 годом (с 6 710 до 6 567 рублей за номер), при том что в разрезе каждого отдельного сегмента цены на размещение росли.
По показателю RevPAR наиболее заметные результаты продолжают демонстрировать люксовые гостиницы
Среднерыночный уровень загрузки для качественных московских гостиниц составил в 2017 году 72,8 % (+0,8 % к 2016 году) — это очередной рекорд, который гостиницы города показали с 2006 года.
Показатель доходности на доступный номер (RevPAR) по итогам года вышел на уровень 4 779 рублей, что на 1 % ниже результата предыдущего года. По показателю RevPAR наиболее заметные результаты продолжают демонстрировать люксовые гостиницы — 6,1 % роста, а также гостиницы в сегменте цены «выше среднего» и экономичном — по 3,9 % прироста доходности. В высоком ценовом сегменте доходность на номер прибавила 1,8 % к прошлому году, а в среднеценовом доходность незначительно снизилась — на 0,5 %.
Для клиентуры среднеценового сегмента спроса, чувствительной к цене, оказался болезненным рост в среднем на 2,8 % в рублях (до 4 800 рублей за номер), а в совокупности с укреплением рубля и вовсе на 17,8 % (с 70 до 82 долларов за ночь). В результате средняя загрузка гостиниц этого сегмента снизилась до 75,4 % по итогам года.
Немаловажным является существенный рост предложения в сегменте (766 новых номеров или 11 % объема субрынка), при том что факторов, стимулирующих заметный рост турпотока, не наблюдается.
Наиболее востребованными гостиницами Москвы оказались отели высокой ценовой категории, чей среднегодовой уровень загрузки составил 77,1 % (+1 % к 2016 году), при этом средние цены размещения в них сохранились фактически на прошлогоднем уровне (+0,4 % к 2016 году, до 8 254 рублей за ночь). Высокий уровень среднегодовой загрузки демонстрируют и гостиницы в категории «выше среднего» — 74,6 %, что на 2,7 % выше показателя 2016 года.
Правда, для достижения такого роста отелям в сегменте Upscale также пришлось придерживаться политики сохранения цены — ее рост в рублях составил всего 0,2 % к уровню 2016 года (5 756 рублей за номер). Отелям экономичного сегмента удалось прибавить к загрузке прошлого года 1,4 % (по итогам 2017 года она составила 70,9 %), не потеряв при этом в средней цене размещения (3 271 рублей за номер, +1,9 % к цене 2016 года). Люксовые гостиницы также прибавили в загрузке (67 %, на 2,3 % выше, чем в предыдущем году), даже несмотря на рост стоимости размещения (13 969 рублей, на 2,5 % выше, чем в 2016 году), который в иностранной валюте составил 36 долларов (до 240 долларов за номер).