Работодателю важно знать и понимать процессы трудоустройства иностранца, чтобы отследить действительность всех документов
Давайте представим, что границу Российской Федерации пересекает отличный шеф-повар, некий Адулат из Узбекистана. Итак, иностранец из безвизовой страны собирается работать по патенту.
Первые шаги соискателя-иностранца в России
На границе — миграционная карта
Адулат заполняет миграционную карту, в которой он обязан указать цель своего въезда. Если вы хотите взять этого шеф-повара в команду, то в карте должно быть написано «Работа». С другой отметкой вы просто не сможете оформить его в ресторан. На начальном этапе необходимо проверить у будущего сотрудника миграционную карту.

В первый день пребывания в России — полис ДМС
Иностранному гостю необходимо оформить полис добровольного медицинского страхования с минимальной суммой страхования 100 000 рублей. Оформляется такой полис на разные сроки, но главное условие — он всегда должен быть действующим. Без действующего ДМС вы не можете ни принять на работу, ни допустить к работе на кухне нового шефа.

В течение недели — миграционный учет
Далее Адулат должен встать на первичный миграционный учет, то есть зарегистрироваться по фактическому адресу (где он регулярно спит и отдыхает) на 90 суток. В течение семи рабочих дней после пересечения границы он должен встать на миграционный учет (а сейчас, до 25 июля, на время проведения ЧМ по футболу, в течение трех календарных дней).

В течение месяца — патент
Очень важно, чтобы в течение 30 календарных дней со дня въезда на территорию РФ потенциальный сотрудник оформил патент. Это документ, без которого он не сможет у вас в дальнейшем легально работать. Патент очень жестко привязан к субъекту, на территории которого будет вестись трудовая деятельность, и профессии, по которой иностранец будет работать. Если вы хотите, чтобы Адулат работал у вас в Петербурге шеф-поваром, то и патент у него должен быть для Санкт-Петербурга и профессии «шеф-повар». С таким патентом он не может работать шеф-поваром в Ленинградской области или в Санкт-Петербурге — геологом.

Для оформления патента иностранцу необходимо предоставить в МВД целый список документов (это отдельная тема для следующих статей). Патент необходимо ежемесячно оплачивать авансовыми платежами, сохраняя чеки: на их основании иностранец продлевает действие патента и миграционного учета (после окончания первичного). После получения патента у будущего сотрудника есть два месяца на предоставление трудового договора в МВД, чтобы документ не аннулировали.
Все описанное выше делает, как правило, сам иностранец (кроме миграционного учета, так как регистрирует иностранца принимающая сторона), но работодателю важно знать и понимать все процессы, чтобы отследить действительность документов.

Подведем итоги: оформление иностранца на работу в ресторан
1. Перед заключением договора проверьте наличие документов:
- паспорта;
- миграционной карты (с целью въезда «работа»);
- патента (проверить регион действия и профессию, которая вам нужна);
- полиса ДМС (сумма страхования не менее 100 000 рублей);
- миграционного учета (если прошло более 7 дней с даты въезда).
2. Проследите, чтобы иностранный гражданин продлил миграционный учет на основании оплаченного патента. Обратите внимание: с 8 июля 2018 года регистрировать сотрудников-иностранцев можно только по фактическому адресу — месту, которое они регулярно используют для сна и отдыха.
3. После принятия на работу в течение трех рабочих дней уведомите МВД о заключении трудового или гражданско-правового договора с иностранцем (о расторжении сотрудничества также надо сообщать). Внимание: с 20 апреля 2018 года введены новые бланки уведомления МВД о найме и увольнении иностранца.
4. Следите за сроками действия миграционных документов вашего нового сотрудника.
Статью подготовил Дмитрий Коваленко
Читайте в следующей статье: как правильно составлять трудовой договор с иностранным сотрудником и что делать после его заключения
