Ключевой ценностью для работодателя становится инновационность, а не приверженность бренду
Марина Тарнопольская,
управляющий партнер компании «Контакт» (InterSearch Russia)
HoReCa — один из самых развитых рынков с точки зрения диджитализации. Посмотрите, как изменился сегмент за последние несколько лет: вся коммуникация как с клиентами, так и между сотрудниками осуществляется через мобильные приложения. Гостинично-ресторанный бизнес — один из наиболее чувствительных к возрасту в России: по сравнению с другими рынками здесь самые молодые управляющие, эйчар-специалисты и другие сотрудники.
Наше исследование показало, что индустрия за последние два года сильно омолодилась. В основном это произошло из-за скачка технологий: сегодня требуются совершенно другие компетенции и подход. Например, если раньше работодатели просили нас подобрать очень лояльных кандидатов, которые придут на века, то сейчас компании готовы брать специалистов на проект или на короткий срок — год–полтора. Ключевой ценностью для работодателя становится инновационность, а не приверженность бренду.
Так как большая часть ресторанного бизнеса опирается именно на прямые коммуникации с клиентами, возникает большой разрыв между теми, кто имеет какую-то определенную экспертизу в силу опыта и многолетнего послужного списка, и теми, кто может эту экспертизу перекрыть своей молодостью, скоростью мышления, диджитал-ориентированностью, повышенной коммуникабельностью и пока еще не самым высокооплачиваемым трудом.
Большая часть работодателей стремится к омоложению портрета своих сотрудников — от «полей» до бэк-офиса. Даже учитывая, что никто не имеет права отказывать кандидатам по возрастному признаку, специалисту старше 45–47 лет уже сложно найти новое рабочее место. Инициативы государства по увеличению пенсионного возраста, кстати, вряд ли им помогут — здоровье, нервы, постоянные потрясения экономики все равно оказывают большое влияние на объективность компаний при рассмотрении «возрастных» кандидатов.
«Чем старше — тем слабее»: увы, такое мнение не всегда безосновательно — к сожалению, редко у кого открывается новое дыхание и физическая активность после 45–50 лет. Взять ту же доставку заказов из ресторанов — есть здесь объяснимые и ожидаемые ограничения в возможностях людей постарше.
Новые поколения — от Y до Z — в сегменте HoReCa на самом деле могут быть более успешными. Наш опыт общения и погружения в бизнес-процессы игроков рынка говорит о том, что мобильность и реактивность сотрудников 18–25 лет всегда дают фору работодателю. Тут главное, чтобы коллеги с более широким и давним опытом управления поддерживали их структурным подходом и четкими планами. Кроме того, зарплатные ожидания первых также дают компаниям сократить операционные расходы: условно, если сотрудник старше 50 лет будет требовать 200 000 рублей до вычета налогов, то более юный коллега согласится на 110 000–150 000.
Наше недавнее исследование также показало, что сотрудникам старше 50 лет тяжело меняться в рабочих процессах, находить общий язык с молодыми коллегами. Это могут делать только несколько кандидатов из сотни. Образно говоря, один ставит задачу красивым русским языком на 18 листах, а другой отвечает короткими терминами из современного диджитал-сленга. Наладка процессов между ними дорого обходится, поэтому работодателю проще брать практически на все уровни должностей — от эйчаров до коммерции — уже вовлеченных во все технические и мобильные новинки сотрудников.

Евгения Лерман,
руководитель образовательных программ ServiceGuru
На мой взгляд, за последние портрет соискателя на линейные должности в ресторанной сфере мало изменился.
При этом я замечаю тенденцию, которая меня действительно радует: в необычные и яркие ресторанные концепции и к известным шеф-поварам с удовольствием идут работать даже на линейные позиции умные, интересные и глубокие молодые люди. Они идут не за чаевыми, а за атмосферой и тусовкой.
Молодые талантливые повара из регионов с удовольствием едут учиться к известным шефам в Москву и Санкт-Петербург. Им интересно общаться с гостями, быть в курсе гастрономических тенденций.
Кандидаты старше 35 лет комфортно чувствуют себя в ресторанах премиум-уровня, где могут на одной волне общаться с гостями. За последний год я дважды видела кандидатов на должность бариста, которым было больше 45 лет. Как я вижу, людей действительно начинает интересовать деятельность, связанная с едой и напитками.
