В июле состоялось официальное открытие Novotel Moscow City, до этого полгода работавшего в режиме soft opening. Четырехзвездочный отель расположен в международном деловом центре «Москва-Сити», в шаговой доступности от выставочного комплекса «Экспоцентр». Удачное расположение и сильный бренд – безусловно, значимые конкурентные преимущества проекта.
1 сентября 2013
Стройка века
Маргарита Золотых
шеф-редактор HM
шеф-редактор HM
Под понятием «Сочи» скрывается огромное пространство: центр и прибрежная зона самого города, Адлер, развивающаяся Имеретинская долина, горная часть Красной Поляны и Эсто-Садок. В связи с приближающейся Олимпиадой на этой территории развернулось масштабное строительство. Помимо транспортных узлов и спортивных объектов, пристального внимания заслуживают гостиницы, которые будут принимать болельщиков со всего мира. По оценкам экспертов, к 2014 году номерной фонд Сочи вырастет более чем в два раза и достигнет 42 тыс.
По прогнозам, на Олимпиаду в Сочи приедет около миллиона туристов
Игра по правилам
До недавних пор Сочи мог похвастаться лишь построенными в советское время гостиницами, санаториями и другими средствами размещения – около 400 объектов, многие из которых, разумеется, морально устарели и далеки от современных стандартов.
Однако в связи с предстоящим событием гостиничный рынок региона начал активно развиваться. Сюда пришли международные операторы. Группа Carlson Rezidor открыла четыре отеля Radisson и достраивает еще два (общий номерной фонд около 2 тыс.). Свои отели представили Golden Tulip Hospitality Group, Accor, Swissotel Hotel Group. На подходе проекты компаний Hyatt, Hilton и Marriott International.
Российские отельеры тоже не остались в стороне. Компания Heliopark открыла отель на горнолыжном курорте «Роза Хутор». Azimut Hotels подписала контракт на управление крупнейшим гостиничным комплексом в районе Большого Сочи (более 3500 номеров). «Сочи-Парк» ведет строительство курортно-рекреационного комплекса на территории Олимпийского парка (управлять четырехзвездочным отелем будет российская компания IFK Hotel Management).
Федеральная целевая программа предполагает увеличение фонда на 25 тыс. номеров (из них 3 тыс. в Красной поляне). Многие объекты уже функционируют. По данным экспертов, на данный момент в южной части города преобладают трех-, четырех- и пятизвездочные гостиницы – более 20 тыс. номеров, порядка 4600 номеров у гостиниц категории «две звезды». В Красной Поляне – 2500 номеров.
По прогнозам, на Олимпиаду в Сочи приедет около миллиона туристов. Средствам размещения также необходимо будет принять спортсменов, журналистов, представителей спортивных комитетов и обслуживающих служб – в общей сложности, более 60 тыс. человек.
Очевидно, гостиницы не смогут принять всех, поэтому часть нагрузки возьмут на себя, помимо частного сектора (около 20500 комнат), круизные лайнеры, которые будут пришвартованы в Имеретинском и Сочинском морских портах (услуги по размещению предоставляет TUI Travel PLC). Они предоставят более 8 тыс. кают. Стоимость проживания будет сопоставима с ценами на номера в отелях Сочи – от 4600 руб. в сутки.
Цены на размещение гостей Зимних Игр 2014 года контролируются Правительством РФ и не могут превышать определенные суммы в зависимости от звездности отеля и типа номера. Все средства размещения подлежат обязательной классификации – и основная их часть ее прошла.
По данным Центра олимпийской карьеры, для сектора «Гостеприимство» олимпийскому Сочи понадобится дополнительно 14 тыс. человек, а всего к началу Олимпиады количество занятых в этом секторе превысит 34 тыс. Сейчас ситуации с кадрами напряженная: многие из сотрудников понимают заинтересованность работодателей и требуют повышенные компенсации. Зарплаты персонала даже порой превышают московские. Однако летом 2014 года ажиотаж стихнет, и работодатели прогнозируют изменение ситуации.
Уже сейчас многих заботит вопрос, что будет с построенными объектами после Олимпиады. Отельеры понимают, что необходимо прикладывать усилия, чтобы сделать востребованным такое разнообразие гостиничного номерного фонда. Прежде всего, регион должен быть интересен для внутренних туристов и удовлетворять их запросы на качественный и недорогой отдых, считают они.
Взвешенная политика
Компания «Аккор» открыла в Сочи отель Mercure Rosa Khutor на 153 номера и планирует расширять свое присутствие в регионе. В инфраструктуру нового отеля, расположенного в самом центре горнолыжного курорта Красная поляна, входят 6 конференц-залов, ресторан, бассейн под стеклянным куполом, хамам, фитнес-центр и склад для хранения спортивного оборудования. По прогнозам, отель будет загружен в среднем на 50%: в сезон (с декабря по март-апрель) — на 80%, летом и осенью — на 25%. Алексис Деларофф рассказал, что сделает горнолыжный курорт в Сочи востребованным туристическим местом.
Почему для сочинского отеля был выбран бренд Mercure?
Если раньше компании заходили на рынок и спокойно открывали отели верхнего сегмента и никто не считал, через какое количество лет они окупятся, и красивейшие отели класса люкс появлялись нередко ради того, чтобы потешить чье-то самолюбие, то сегодня ситуация на гостиничном рынке меняется, в приоритете коммерческая сторона: проект должен приносить деньги. Для многих стран более выгодно с точки зрения возврата денег запускать отели среднего и эконом класса. На примерах Novotel и Mercure мы показываем, что возможна более краткосрочная окупаемость.
Почему бренд появился на российском рынке только в 2012 году?
Мы работаем по договору с инвестором, согласно которому он имеет возможность выбирать бренд. Когда мы предлагаем Novotel и Mercure, чаще выбирается первый, так как он имеет большую узнаваемость в России. Впереди у нас много открытий (единственная компания, которая нас опережает по темпам роста сети, – это Rezidor). Дополнив в прошлом году наш портфель новым брендом, мы получили возможность расти быстрее.
На период Олимпийских игр все номера уже проданы – кто будет останавливаться в отеле в это время?
Весь номерной фонд курорта «Роза Хутор» на период подготовки и проведения мероприятия был передан оргкомитету Игр. Он и будет определять, какая категория гостей здесь будет проживать – спортсмены, организаторы или почетные гости. Людей «с улицы» здесь не будет, что обусловлено близостью к олимпийским объектам.
Как организованы услуги горнолыжного направления – сотрудничаете со специализированной школой?
В России опыт организации горнолыжного спорта небогатый, так что на курорт была приглашена французская компания. Гость, спустившись на ресепшн, сможет заказать все услуги, связанные с лыжным спортом. В каждом номере отеля есть флайер с информацией, как связаться с инструктором, как арендовать все необходимое, где взять лыжи, ботинки и т.п.
Сможет ли курорт конкурировать с заграничными направлениями?
Сочи очень популярен летом, зимой пустует. Но «Роза хутор», я убежден, будет востребованным – это единственный лыжный курорт европейского уровня на всю Россию. Вместо того чтобы лететь, например, в Австрию, многие сделают выбор в пользу Красной поляны. Не нужна ни виза, ни знание иностранных языков, всего 2,5 часа на самолете – и ты на горнолыжном склоне.
Как горнолыжный курорт будет жить летом? Однозначно хуже, чем зимой. Чтобы не терять персонал в низкий сезон, мы планируем разработать систему взаимосвязи между нашими отелями в Верхнем и Нижнем Сочи – будем перераспределять незадействованные силы.
Как оцениваете перспективы гостиничного бизнеса в Сочи?
В российских регионах мало международных брендов, но Сочи – исключение. Гостиниц очень много, представлены почти все бренды! Мы будем расширять наше присутствие: откроем Pullman («пять звезд», 150 номеров) и еще два Mercure («четыре звезды», 120 и 200 номеров). Будет интересная конкурентная борьба, что хорошо для клиента и Краснодарского края – возрастет качество услуг.
В ближайшие два-три года регион будет находиться под радарами всего мира. Еще недавно никто не знал, что такое Сочи и где находится. Скоро этот город станет известен всем, будет международный пиар, ажиотаж и подъем спроса. Но что будет потом, когда волна интереса схлынет?
Мы стремимся к развитию в регионе, хотим сохранить его устойчивый рост. Если начали работать на этом курорте, то заинтересованы в том, чтобы он отлично функционировал и после зимних игр. Только речь идет не только о хорошей работе отелей, мы говорим о необходимости развития всего региона, нужны средства привлечения гостей – интересные фестивали, мероприятия, состязания. Многое зависит от того, как сам город будет развивать туристическое направление. Нужно поддержать то, что мы сейчас создаем, чтобы это не кануло в лету и регион смог достойно присутствовать на карте мира.
Работа над качеством
С какими основными проблемами сталкиваются отельеры в Сочи?
Основная проблема – это нехватка квалифицированного персонала, соответствующего нормам и требованиям Международного олимпийского комитета. Думаю, что все, кто сейчас ведет подготовку гостиничных объектов к Олимпиаде, испытывают большие трудности в этом направлении. Кадровый дефицит и высокая стоимость персонала – характерные черты для Сочи сегодня.
Как существующие гостиницы «уживаются» с новыми? Есть ли те, кто стал испытывать трудности с заполняемостью?
Сейчас в регионе идет подготовительный этап к соревнованиям. Большое количество различного уровня специалистов составляет основной гостевой поток в Сочи. Конкуренция будет ощущаться немного позже, и преимущество будут, конечно, иметь отели с новой инфраструктурой, новыми номерами и ценовой политикой этапа выхода на рынок. Для отелей, которые давно работают на рынке, на первый план выйдет работа с «клиентской базой» и, конечно, качество сервиса и услуг.
Какова текущая загрузка гостиниц, как она меняется?
Текущая загрузка сейчас в диапазоне 42–45% в год. Плавный перевод Сочи из летнего в круглогодичный курорт должен обеспечить диверсификацию экономики региона. По принятой Правительством федеральной целевой программе «Развитие города Сочи как горноклиматического курорта в 2006–2014 гг.» поток туристов увеличится с 2 до 6 миллионов человек в год, что позволит использовать создаваемую инфраструктуру круглый год. Сейчас зимой в Сочи приезжает только 10% туристов от летнего потока. Как будет в реальности, мы сможем увидеть уже совсем скоро.
Какова ответственность за несоблюдение сроков сдачи в эксплуатацию гостиниц? Не аукнется ли спешка в будущем?
Олимпиада пройдет в указанный срок и указанное время. Все объекты должны быть готовы к принятию гостей и участников соревнований. Когда речь идет об имидже страны и ее престиже, говорить о «штрафных санкциях» неуместно. Но учитывая темпы завершения проектов, можно предположить, что из ситуации ограниченности времени будут выходить и за счет снижения качества строительства, отделки и комплектации.
Стоит также помнить, что в гостиничных проектах в Сочи существует две фазы жизни: олимпийская и постолимпийская. Инвесторы заинтересованы в выходе из первой фазы с наименьшими возможными затратами и потерями. В дальнейшем весь гостиничный фонд будет эксплуатироваться в качестве и отелей, и апартаментов, а также будет рассматриваться как жилье для продажи.
Читать далее в рубрике «Гостиничное дело»
01.07.2013
Весной в Москве прошел фестиваль Nordic Wood, представивший объекты современного деревянного зодчества Балтии, Скандинавии и России. Собравшиеся архитекторы и представители специальных премий обсудили особенности и перспективы развития деревянной архитектуры в мире. Они сошлись во мнении, что дерево – материал будущего.
01.07.2013
В Москве, на Никольской улице, открылся новый отель под управлением группы «Кемпински». В отличие от первого проекта компании в столице (гостиница «Балчуг Кемпински») «Никольская Кемпински» будет ориентирована не только на бизнес-туризм. По мнению оператора, отель, находящийся в нескольких минутах ходьбы от Большого театра и ГУМа, с видами на исторический центр города, Красную площадь и Кремль, привлечет и взыскательных путешественников.
01.06.2013
Традиция отдыхать летом в лагере сложилась в советское время, когда в стране на государственном уровне большое внимание уделялось организации детского отдыха. Потом, в 90-е годы, детские оздоровительные учреждения стали приходить в упадок и закрываться. В каком состоянии сейчас находится сегмент детского туризма, и существует ли альтернатива пионерским лагерям?