Для гостиничного рынка Москвы критическое снижение операционной деятельности продолжается на протяжении порядка 14 недель — со второй половины марта. Май и июнь продемонстрировали незначительное движение вверх, однако рынок по-прежнему демонстрирует исторические минимумы.
В первом полугодии COVID-19 стал основной причиной падения рынка, во втором полугодии экономический эффект пандемии продолжит оказывать негативное влияние на рынок, что отразится на итогах года.
Ни один из сегментов гостиничного рынка не избежал влияния пандемии. Чем выше сегмент, тем значительнее снизилась его загрузка, чем ниже — тем существеннее сократился средний тариф (ADR).
Средний тариф в первом полугодии продемонстрировал снижение на 5 % относительно аналогичного периода прошлого года, составив порядка 7 тыс. рублей. Максимальное падение на московском рынке продемонстрировал верхний предел среднего ценового сегмента, где ADR сократился на 16,6 % до 4 тыс. рублей. Единственным сегментом, где тариф вырос, стал сегмент люкс, продемонстрировавший 5-процентный рост по сравнению с 6 месяцами 2019 года.
В первом полугодии произошла беспрецедентная в мировых масштабах ситуация: практически полностью прекратилось международное авиасообщение и приостановились туристические путешествия, до минимума свелось количество деловых поездок. Число гостей отелей резко началось стремиться к нулю, что привело к падению загрузки и закрытию гостиниц: в Москве к концу апреля было закрыто 40 % номерного фонда, в Санкт-Петербурге — более 20 %. Загрузка столичных отелей по итогам 6 месяцев составила 35 %, что на 52 % ниже аналогичного периода прошлого года.
В среднем за полугодие доходность на номер по каждому из сегментов сократилась на 52–62 %. Для сравнения: в абсолютных величинах RevPAR московского рынка в первом полугодии 2019 года составлял 5,4 тыс. рублей, в 2020 году — 2,5 тыс. рублей. В первом квартале снижение доходности составило 15,5 %, во втором — 87 %, что привело к снижению на 54 % в целом за полугодие. Максимальное снижение на уровне 62 % наблюдается в сегменте люкс.
Если в апреле отели Санкт-Петербурга демонстрировали загрузку менее 3 %, то за 6 месяцев показатель составил 25 % (снижение на 60 % относительно первого полугодия 2019 года, что сопоставимо с Москвой). В период пандемии отельеры Санкт-Петербурга предлагали различные тарифные предложения для долгосрочного проживания, сдавали номера как офисное пространство. После снятия ограничений в Петербурге наблюдается рост туристической активности.
Средний тариф на рынке Санкт-Петербурга составил за 6 месяцев 2020 года 5,2 тыс. рублей, за аналогичный период 2019 года превышал 9 тыс. рублей. Доходность гостиниц Санкт-Петербурга в первом полугодии составила 1,3 тыс. рублей, что на 78 % ниже показателя прошлого года.
Для Сочи, как и для других рынков, полугодие было очень сложным. Большинство гостиниц не функционировали в апреле и мае. Санатории были закрыты с 28 марта по 1 июня, затем в июне открылись здравницы с медицинскими лицензиями, хотя далеко не все, а те, что открылись не увидели моментального всплеска спроса за счет сохранившихся ограничений, неопределенности требований Роспотребнадзора и т.д.
Июль и август для Сочи обещают быть успешными, с 1 июля открылись большинство КСР и начался колоссальный наплыв туристов, тарифы демонстрируют рост более чем на 50 %.
По итогам полугодия загрузка горного кластера составила порядка 40 % (минус 35 % относительно аналогичного периода прошлого года) за счет очень успешных показателей января и февраля, при этом с апреля по июнь большинство гостиниц не функционировали и загрузка стремилась к нулю. Заполняемость отелей прибрежного кластера за 6 месяцев составила 29 %, что на 43 % меньше показателей за аналогичный период прошлого года.
Тарифы гостиниц в горном кластере за счет периода с января по март возросли более чем на 40 %, составив более 8,5 тыс. рублей. ADR гостиниц, расположенных в прибрежном кластере достиг 6,4 тыс. рублей, что на 9 % ниже аналогичного показателя шести месяцев 2019 года.