«В январе—марте этого года по сравнению с аналогичным периодом 2013-го количество обращений от потенциальных франчайзи, желающих развивать свои точки общепита под нашими брендами, увеличилось в три-четыре раза»,— сообщил Эрнесто Гонзалез, вице-президент ресторанного холдинга «Росинтер» (сети IL Патио, «Планета суши» и др.).
По данным совладельца холдинга «Г.М.Р. Планета гостеприимства» (Sbarro, «Елки-палки») Мераба Бен-Эла (Елашвили), в первом квартале продажи франшиз увеличились в четыре раза. «Чем дальше от Москвы, тем больше интерес к франшизам сетей фастфуда»,— добавляет ресторатор.
У кондитерских Dunkin' Donuts в январе—марте количество запросов на получение франшизы стало на 15 % больше относительно четвертого квартала 2013 года, отмечает гендиректор «Донатс Проджект» Светлана Валиева.
«Чем дальше от Москвы, тем больше интерес к франшизам сетей фастфуда»
Вице-президент
Subway Russia Franchising
Геннадий Кочетков говорит, что обычно две трети обращений в компанию за франшизой приходится на действующих партнеров, желающих увеличить число своих закусочных. Но по итогам первого квартала более 60 % пришлось на запросы от новых партнеров, уточняет господин Кочетков. По его словам, сложившаяся динамика спроса отражает текущие экономические события — угрозу санкций от международного сообщества в отношении России и резкий рост курсов валют (за три месяца доллар и евро подорожали на 10 %). «Во время кризиса 2008-2009 годов количество ресторанов
Subway в России удвоилось за счет продажи франшиз»,— вспоминает топ-менеджер.
Эрнесто Гонзалез считает экономические трудности не единственным драйвером. «Спрос на франшизу зависит и от количества строящихся торговых центров, которым в фуд-кортах нужны популярные бренды»,— рассуждает он. По словам Мераба Елашвили, франчайзинговые проекты традиционно популярны в общепите из-за коротких сроков окупаемости: на рынке фастфуда этот показатель составляет два-три года, в сегменте демократичных ресторанов — три—четыре года. Доходность одного заведения фастфуда составляет в среднем 20 % в год, подсчитал один из рестораторов. В то же время банковские вклады приносят не более 6 % годовых в долларах США и 11 % в рублях (данные Banki.ru).
Но интересанты не всегда спешат оформить окончательные договоры. В Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) заметили даже замедление темпов прироста ресторанных сетей, работающих по коммерческой концессии: если в январе—марте 2012-2013 годов рост составлял 20 %, то в первом квартале этого года — около 15 %. Опрошенные рестораторы считают эти результаты непоказательными, так как в январе—марте заключались договоры по заявкам, поступившим в конце 2013 года.
По данным эксперта портала Franshiza.ru Анны Рождественской, пик роста франчайзинговых проектов в сегменте общепита пришелся на 2007‒2011 годы, когда их доля увеличилась с 15 % до 20 % от общего числа всех выданных лицензий. Но в 2012‒2013 годах этот показатель снизился до 14 %. Для сравнения: в 2007‒2011 годах доля франчайзинговых проектов в непродовольственном ритейле оставалась неизменной — 55 %, в 2012‒2013 годах сократилась до 43 %.
«С марта в России продажи франшиз замедлились», — отмечает эксперт. В краткосрочной перспективе на рынке франчайзинга может наблюдаться незначительная стагнация, не исключает Мераб Бен-Эл (Елашвили), возглавляющий также РАФ. «Это связано с тем,— заключает он, — что сейчас в целом по стране низкая деловая активность, добавьте к этому сохранившееся желание бизнеса вывести капитал за рубеж», — заключает он.