Сеть кофеен «Шоколадница» Александра Колобова близка к покупке сети «Кофе Хауз» Тимура Хайрутдинова, пишет «Коммерсантъ». Сделка еще не закрыта, но находится в высокой стадии готовности, утверждают собеседники «Ъ».
Если сделка состоится, оборот «Шоколадницы» может увеличиться в полтора раза, превысив 450 млн долларов, а в распоряжении объединенной компании окажется почти 650 кофеен
У каждого предпринимателя есть другие ресторанные бренды. Тимур Хайрутдинов развивает «Азия кафе» (7 заведений) и «Винегрет» (2 точки). Александр Колобов занимается сетью суши-кафе «Ваби-Саби» (около 30 в Москве и регионах), израильскими шоколад-барами Max Brenner, а также закусочными Burger King (более 170 точек в России).
Участники рынка, опрошенные «Ъ», затруднились оценить потенциальную стоимость сделки. Когда «Кофе Хауз» оформлял кредит под залог акций в 2008 году, 49% были оценены в 50 млн долларов, а ее оборот на тот момент — в 150 млн долларов в год. С тех пор сеть выросла на 36 точек, а оборот, по оценкам «INFOLine-Аналитика», — до $160 млн. Оборот «Шоколадницы», по подсчетам, составляет 300 млн долларов (без учета франчайзинга).
Емкость рынка кофеен Москвы и близлежащих районов Московской области в денежном выражении составила более 2 млрд долларов. Но популярность кофеен в России снижается. По данным Synovate Comcon, по итогам 2013 года они были на втором месте по посещаемости в стране: в кофейни ходили 18,1% населения. К концу первого квартала этого года посещаемость кофеен упала до 13% (их опережают рестораны фастфуд — 19,7%, суши-бары — 16,4% и пиццерии — 15%). Средний чек в кофейне составляет 367 руб.
Представители «Шоколадницы» и «Кофе Хауз» от комментариев отказались.
Для справки
«Кофе Хауз» и «Шоколадница» — крупнейшие в Москве сети кофеен, открывшиеся с разницей в год — в 1999 и 2000 году соответственно. Сейчас лидирует «Шоколадница»: 420 точек, из них более 230 в Москве, 100 в регионах и 90 франчайзинговых. У «Кофе Хауз» 226 собственных кофеен по всей России.
По оценкам генерального директора «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, доля «Шоколадницы» на московском рынке кофеен (включая область) составляет 15%, в Санкт-Петербурге — 3%, доля «Кофе Хауза» — 5% и 8% соответственно.