Пожалуй, перечисление сфер деятельности гостиницы, которые не требуют использования Интернета, займет гораздо меньше времени, чем перечисление участков работы, немыслимых без глобальной сети, – его роль трудно переоценить. О самых значимых областях применения интернет-технологий в современном отеле нашему журналу рассказала Полина Фролова, директор по продажам и маркетингу управляющей компании IFK Hotel Management.
1 сентября 2009
Заседание объявляется открытым: ориентир на деловые конгрессы и выставки
Маргарита Золотых
шеф-редактор HM
шеф-редактор HM
Организация деловых мероприятий приносит значительный доход многим гостиничным операторам. Конгрессно-выставочный туризм развит в странах с высоким уровнем деловой активности. Основной объем рынка приходится на Европу (80%), где лидером по праву признана Германия. Конгресс-отели, способные принять более 2 тысяч участников, стали привычным явлением в Америке, Китае и Сингапуре. А насколько перспективно конгрессно-выставочное направление гостиничного бизнеса в России?
Дата. Время. Место?
Профессиональные конференции, саммиты, церемонии награждения, выставки – их репутация во многом зависит от места проведения.
Участники рынка отмечают, что площадок, отвечающих современных требованиям, недостаточно.
Так, бизнес-центры с конгресс-холлами не очень удобны для конференций или выставок. Организаторам мероприятий, как правило, приходится привлекать дополнительных подрядчиков: кейтеринговые службы, поставщиков оборудования и обслуживающий персонал. Отели охотно предоставляют площади для проведения деловых мероприятий, но часто их услуги не соответствуют требованиям MICE-агентств и компаний-заказчиков.
Небольшое количество подобных объектов объясняется не низкой деловой активностью, а достаточно большими сроками окупаемости подобных проектов
Рост рынка делового туризма уже стал причиной появления симбиоза бизнес-центра и отеля: многофункциональные комплексы, объединяющие офисные, гостиничные и торговые площади, строятся как в Москве, так и регионах. Объединение же отеля и конгресс-центра пока является новой тенденцией, неосвоенной в России. Однако стремление Москвы стать выставочным центром международного уровня предполагает развитие подобного «соседства». Поэтому появление отелей, ориентированных на бизнес-мероприятия, оправданно и логично. Пока же конгрессно-выставочные возможности столицы оставляют желать лучшего.
Быстрая загрузка
Бизнес-туристы формируют основную долю в структуре туристических потоков и спрос на номера в гостиницах категории 4-5 звезд. Учитывая, что спад туризма на треть снизил выручку гостиниц, большие надежды возлагаются на традиционное сезонное «обострение» деловой активности (осенью проводятся многочисленные мероприятия в сфере MICE), которое значительно повышает наполняемость отелей.
Конгрессно-выставочный туризм отличается короткими сроками пребывания (1-3 ночи), что компенсируется высокими объемами спроса. В среднем, мероприятие собирает от 100 до 300 делегатов и способно сразу «загрузить» гостиницу более чем наполовину. Holiday Inn Sokolniki, к примеру, зафиксировал рекорд в 700 участников.
«Как правило, у организаторов и участников международных деловых мероприятий популярны сетевые отели 4-5 звезд, так как известное имя вызывает большее доверие, чем название местной гостиницы, – отмечает директор по продажам сети HiltonЮлия Ефремова. – Многие компании заключают долгосрочные договоры с цепочками, получая для своих сотрудников специальные корпоративные условия».
Место встречи пора изменить
Хотя в Москве конгресс-центр советской эпохи – Кремлевский дворец съездов – не пустовал, и благодаря проходившим здесь партийным съездам и научным конференциям заполнялись такие гостиницы, как «Москва» и «Россия», о конгрессно-выставочном направлении делового туризма стали говорить лишь около 20 лет назад.
По данным компании Becar Commercial Property, доля поездок в столицу, совершаемых с деловой целью составляет около 40% от общего въездного потока. Сегодня все больше отелей ориентируются на бизнес-туризм, и участники рынка предрекают им хорошие перспективы.
«В России полноценные конгресс-отели сейчас представлены только в Москве, именно здесь сосредоточена основная деловая жизнь страны. Единичные качественные объекты представлены в городах-милионниках. Например, в этом сегменте позиционирует себя петербургский «Holiday Inn Московские ворота», – приводит пример управляющий партнер London Consulting & Management Company | LCMC Дмитрий Золин. – Небольшое количество подобных объектов объясняется не низкой деловой активностью, а достаточно большими сроками окупаемости подобных проектов. Второй аспект, сдерживающий развитие рынка конгресс-центров, – поздний приход на российский рынок крупных мировых гостиничных брендов. Как правило, для успеха проекта необходимо нанять управляющую компанию – оператора гостиничной недвижности. До последнего же времени их можно было пересчитать по пальцам, а во многих российских регионах мировые бренды до сих пор не представлены».
«Пока, за исключением ЦМТ с его гостиницей «Краун Плаза» или гостиницы «Космос», я не вижу в Москве примеров крупных конгресс-отелей. Однако сеть отелей, располагающих хорошей базой, ширится, и столичная инфраструктура становится более привлекательной для проведения многих международных мероприятий, – рассказывает Леонид Лозбенко, директор «Крокус Конгресс Центра». – Кроме этого, под эгидой Московской ТПП идет работа по созданию Московского конгрессного бюро, призванного активно продвигать столицу на весьма конкурентном международном рынке. И наконец, на уровень лучших площадок мира выходит МВЦ «Крокус Экспо».
Первым звеном гостиничной сети этого делового комплекса стал открытый весной отель «Аквариум» на 225 номеров. Строительство в «Крокус Сити» нового отеля «Ривьера» на 600 номеров в перспективе значительно улучшит возможности размещения участников крупных международных мероприятий. После открытия в октябре 2009 года многофункционального концертно-конгрессного зала «Крокус Сити Холл» на 6100 человек, по планам руководства, уже к 2011 году МВЦ «Крокус Экспо» станет местом проведения крупнейших престижных международных конгрессов и мероприятий.
В октябре же состоится открытие в центре Москвы конференц-центра Swissotel, который будет соседствовать с пятизвездочным отелем «Swissotel Красные Холмы Москва» и бизнес-центром «Риверсайд Тауэрс». Просторные залы и техническая оснащенность (в том числе, современным грузовым лифтом для поднятия таких крупных экспонатов, как легковые машины, мотоциклы и даже небольшие яхты) делает возможным проведение разнообразных мероприятий: от выставок, презентаций, тренингов до гала-ужинов и демонстраций коллекций. Конгресс-отели появляются и в регионах.
«По сути, существующие конгресс-отели в России – это единичные проекты, при этом спрос на них есть. Деловая активность в стране в любом случае будет развиваться, и такие проекты будут востребованы в городах-миллионниках», – уверен Дмитрий Золин.
Однако высокая стоимость перевозок по России снижает количество потенциальных клиентов.
Не доехать, не долететь, не доплыть
Организаторы деловых мероприятий отмечают, что высокая стоимость перевозок сводит на нет возможности проведения мероприятий в регионах. Отели на Байкале, в Казани – в России множество уникальных мест для групповых мероприятий, но вывезти туда группу слишком дорого. Например, билет в Ставрополь стоит порядка 15 тыс. руб., в Иркутск – 25 тыс. руб., в страны СНГ – 500 евро. И хотя на местах организовать мероприятие стоит дешевле, чем в Москве или Подмосковье, приходится «хранить им верность». К тому же, уровень обслуживания в столице и регионах – это, как говорится, две большие разницы.
Дело не в звездах
Сегодня в России организуется множество конференций, семинаров и выставок, однако до сих пор уровень обслуживания остается главной проблемой.
«Мы занимаемся организацией мероприятий в России с 2002 года. В то время уровень предоставляемых гостиницами услуг был просто плачевный, – рассказывает старший менеджер корпоративного отдела «Алеф-корпоративные путешествия» Муслимат Гаджимурадова. – Сейчас в регионах развиваются международные бренды, чьи имена говорят сами за себя, а гостиничные цепочки «вытягивают» себя на уровень четырех звезд».
Однако, сменив название на что-нибудь звучное типа Plaza и подняв цены, гостиница часто остается той же советской «трешкой» с известным стилем управления и менталитетом. «Бывает, выбрав дорогой отель, мы не находим ожидаемой отдачи. И, напротив, в обычной региональной гостинице встречаем «хорошую школу», с профессиональным и позитивным персоналом. К таким площадкам – только их можно пересчитать по пальцам – и возвращаемся вновь», – делится опытом Муслимат.
С тем, что дело не в звездах, соглашается и Юлия Ефремова, директор по продажам Hilton Россия. Она отмечает, что отели, ориентированные на конгрессно-выставочное направление, сложнее заполнить, и необходимо большее внимание уделять поиску клиентов и даже «подстраиваться под обстоятельства». На первое место выходит заинтересованность в гостях и способность идти на компромиссы. Количество же звезд отходит на второй план. Так, в Австрии, где проводятся крупнейшие фармацевтические конгрессы, многие гостиницы и вовсе отказываются от сертификации на категорию 5 звезд. Соответствуя ей по уровню, они тем не менее не участвуют в какой-либо аккредитации, чтобы не терять клиентов – фармацевтические компании, которые по своему уставу не заселяются в 5-звездные отели.
Мнения экспертов
Дмитрий Золин, управляющий партнер London Consulting & Management Company | LCMC
Основное отличие конгресс-отеля от обычной гостиницы – наличие соответствующей инфраструктуры: большого количества конференц-залов, комнат для переговоров, сопутствующих рекреационных зон, а также техническая оснащенность. Конгресс-отель обязательно должен предоставлять своим постояльцам полный набор бизнес-услуг с хорошим уровнем сервиса: от прачечной до wi-fi. Локация играет меньшую роль: конгресс-отели часто располагаются в ближайшем пригороде, либо на выезде из города, рядом с аэропортом. Главное в этом случае – хорошее местонахождение отеля относительно основных транспортных коммуникаций, постояльцы должны без проблем добираться в конгресс-отель из аэропорта или вокзала.
Леонид Лозбенко, директор «Крокус Конгресс Центра»
Серьезный спад конгрессно-конференционной деятельности в Москве пришелся на конец 2008 года, когда повсеместно сокращались маркетинговые бюджеты и даже отменялись ранее анонсированные мероприятия. Однако уже с середины лета этого года число заявок на проведение мероприятий начало расти, что отражает особую востребованность обмена опытом в период трудностей и перемен.
Мои прогнозы на развитие конгрессного рынка в России оптимистичны. Сегодня в бизнес-сообществе растет понимание его ценности как эффективного маркетингового инструмента. Судя по наблюдениям, аналогичные процессы проходят и в Санкт-Петербурге, на Урале и в других регионах. Думаю, эти тенденции проявят себя сильнее по мере экономической стабилизации, которая не за горами, и возвращения к росту экономики.
Муслимат Гаджимурадова, старший менеджер корпоративного отдела «Алеф-корпоративные путешествия»
При выборе заказчик интересуется количеством звезд, не учитывая некоторых нюансов. Часто заявленный уровень не соответствует действительности: «четверка» «четверке» рознь. В работе мы используем свои дополнительные категории, например, «четыре с минусом» или «четыре с двумя минусами. Оценка зависит от персонала: бывает, что отель хороший, площадка идеальна, но «клиентоориентированность» на нуле.
Организуя мероприятия в России, мы прошли через огонь, воду и медные трубы. Для сравнения, на Бали мне достаточно было показать пальцем, что и куда нужно повесить. Через 20 минут я слышала вежливое «мадам» и видела готовый результат. У нас же нередка ситуация, когда поздно вечером, накануне мероприятия, едешь сам и висишь под потолком, развешивая рекламные баннеры. Наши менеджеры до сих пор возят с собой лестницы, гвозди и молотки, так как нет гарантии, что работа будет выполнена персоналом отеля.
Читать далее в рубрике «Гостиничное дело»
01.08.2009
Для некоторых заведений вопрос о выживании сегодня актуальнее вопроса о продвижении. Руководители этих гостиниц стремятся экономить на всем, и в первую очередь «под нож» идут маркетинговые бюджеты. При этом забывается, что в бизнесе важны все службы, так же как в любом механизме – все запчасти. Если убрать затраты на маркетинг, поток клиентов неизбежно сократится: поскольку отель не фигурирует в СМИ, о нем забывают. Чтобы предотвратить такое развитие ситуации, гостиница может заменить прямую рекламу ненавязчивым пиаром – это один из самых лучших способов продвижения услуг и создания благоприятного имиджа.
01.07.2009
Отель для гостя, особенно для опытного путешественника, – практически второй дом, от которого он ожидает максимум комфорта и набора услуг, необходимых для поддержания хорошего самочувствия. Чтобы клиент остался доволен, сегодня отельеры стараются предусмотреть в гостинице такие «не обязательные» зоны, как спа-центр, тренажерный зал, бассейн, баня – все то, что ассоциируется с красотой и здоровьем – спрос на эти категории в последнее время особенно велик.
01.06.2009
Гостиничный холл – это первое, что видит путешественник, когда заходит в гостиницу. И от того, каким будет его впечатление о нем, зависит общее мнение о гостинице. Ошибки здесь недопустимы, и именно поэтому отельеры должны уделить облику фойе особое внимание.