В феврале 2015 года Адриан Кетглас откроет двери своего нового ресторана, в котором выступит в качестве шеф-повара и совладельца.
3 февраля 2015
Повар из телевизора

Маргарита Золотых
шеф-редактор HM
шеф-редактор HM
Отношение к реалити-шоу может быть разным, но то, что для многих участников они стали ступенькой в карьере и бизнесе, остается фактом. Какие результаты приносит победа в телевизионных кулинарных соревнованиях, и повышает ли подобная строка в резюме ценность повара как профессионала?

В HoReCa важно быть на виду, появляться в модных местах и дружить с нужными людьми, и, казалось бы, участие в телевизионном шоу более чем уместно. Первой ласточкой стала Татьяна Бурделова, 10 лет назад не побоявшаяся изменить свою жизнь и променять финансовое консультирование на ресторанный бизнес и сделавшая головокружительную карьеру у Аркадия Новикова.
Если молодой повар обожает свою работу, то повысить стоимость своего имени с помощью реалити-шоу вполне реально, считают эксперты. Однако судьба у участников складывается по-разному
«Все мы знаем рестораны, где вроде и кормят обычно, и обслуживание не на высоте, но посетители стоят в очереди, чтобы провести вечер. Почему? Да потому что место трендовое, и идут сюда не поесть, а «на кого-то»: популярного шеф-повара или владельца. Зачастую имя определяет успех заведения, вот и не удивительно, что кулинарные реалити-шоу пользуются таким успехом не только среди зрителей, но и участников, которые полагают, что после все двери будут открыты», – говорит Виктория Филиппова, партнер, директор департамента «Индустрия гостеприимства» хедхантинговой компании Cornerstone. Например, недавно специалисты не добились успеха в хантинге австралийского шеф-повара: даже несмотря на очень хорошие финансовые условия тот отказался продолжать диалог, так как благодаря участию в кулинарной программе получил популярность на родине и боялся упустить момент для резкого рывка в карьере. Однако эксперт отмечает, что судьба поваров, которые принимали участие в различных ТВ-шоу, складывается по-разному.
«Конечно же, раскрученный имидж шеф-повара дает ему определенные преимущества перед коллегами. Известным шеф-поварам предлагают участие в бизнесе, делают проекты специально под них и приглашают проводить мероприятия в модных кулинарных студиях, где можно проявить фантазию. Владельцы ресторанов рассчитывают на брендовых шеф-поваров, как на «фишку», на которую придет первая публика, чтобы потом уровнем блюд и сервиса закрепить этот интерес к заведению. В таком городе, как Москва, громкое и модное имя шеф-повара обычно оказывает влияние, – продолжает Наталья Финеган, руководитель департамента Executive Search и Management Selection в индустрии гостеприимства и сервиса хедхантинговой компании «Агентство Контакт». По ее мнению, после участия в реалити-шоу «распиаренный» шеф-повар может рассчитывать на больший доход (о конкретных цифрах говорить сложно, так как это зависит от личных договоренностей с собственником бизнеса, степенью вовлеченности шеф-повара в операционные процессы и т. д).

Шеф-повар после реалити-шоу может рассчитывать на больший доход, так как потенциально способен привести большее количество гостей, отмечает Наталья Финеган
И все же не всегда строчка в резюме об участии ТВ-проекте что-то значит. Виктория Филиппова вспоминает высказывание перспективного кандидата, поделившегося мыслями по поводу своего отказа от участия в реалити-шоу: «Понимаете, в шоу могут оценить только ваши руки и креативность. Вы можете прекрасно готовить у себя дома или быть поваром, но шефом становятся лишь люди, способные решать административные и организационные моменты, нести ответственность, управлять коллективом, а не просто творить. Шоу этого не выявляют, поэтому победа в нем еще не означает, что вас оторвут потом с руками».
Сетрак Депелян, совладелец сети ресторанов BBGroup (BBCafe, BBGrill, Bora Bora Cafe), подтверждает, что такой опыт шеф-повару конкурентных преимуществ не дает: «Для работодателя подобная строка в резюме значимой не является и на повышении зарплаты не отражается. Шеф-повар выбирается совершенно не по этим показателям. Хотя если шеф опытный и вкусно готовит и при этом являлся участником кулинарного шоу, то это неплохой бонус ресторану. Этот факт можно использовать в качестве пиара».
Получивших известность шеф-поваров можно встретить в концептуальных несетевых ресторанах. В них шеф-повар становится своего рода хозяином заведения: к нему приходят, он общается с публикой, лично знает многих гостей, их вкусы и предпочтения. Тем не менее, как уверяют участники, ценность участия в шоу заключается не в пиаре своего имени, а в возможности профессионального развития и получения новых знаний и умений.
Семен Колесников: «Для зрителей – шоу, а для участников – колоссальная работа»

Шеф-повар отеля «Мегаполис» (Брянск) Семен Колесников, победитель первого сезона телепроекта «Адская кухня», с детства у плиты не стоял и о карьере шеф-повара не грезил. Как он признался в интервью HM, в кулинарный техникум он пошел от безысходности, не набрав баллы для поступления в технический вуз. О кастинге на телевизионное шоу узнал от друзей.
«Зная, что организаторы получили несколько тысяч анкет, особо не рассчитывал, что выберут мою. Однако я стал одним из 150 человек, которых пригласили на собеседование в Москву. В день кастинг перед камерой проходили 50 человек. Через две недели раздался звонок: сказали, что прошел отбор.
Для зрителей «Адская кухня» – это шоу, а для участников – колоссальная работа и серьезная кулинарная школа. Нас обучали хорошие повара, мы ездили и смотрели интересные проекты, а также сами мыли посуду и готовили – и на нас ложилось очень многое. Так что спали по 4–6 часов, когда как получалось.
После проекта особой популярности не ощутил, возможно, вначале и была. Предложений о работе поступало много, но долго не мог найти то, что мне нужно и интересно. Начинаешь видеть другую сторону в кулинарии, переходишь на совсем другой уровень! Появляется стремление к лучшему, и хочется найти себе соответствующую работу.

«Предложений о работе поступало много, но долго не мог найти то, что мне нужно и интересно. Ведь к хорошему – современной кухне, качественным продуктам – быстро привыкаешь, и то, что было раньше, стало неинтересно»
Мне хотелось открыть новое для Брянска заведение, с хорошими блюдами, а все проекты были коммерческими, как из прошлого: просили сделать себестоимость поменьше, одни бизнесмены кругом. Однако мне удалось найти место по душе. Владельцы отдали кухню в мои руки и доверяют моим решениям. Мы отлично сработались, коллектив хороший, все идет гладко.
Некоторые участники готовятся к открытиям ресторанов. Я общаюсь с Ольгой Медведевой – она приглашает в Саратов на гастроли. Сейчас у нее сложный период запуска ресторана, как все разгребет, поеду в гости.
Телевизионный проект оказался хорошей рекламой. К тому же кухня ресторана значительно отличается от той, что представлена в брянских заведениях, так что народ к нам идет.
В Москве желания работать нет – город мне не нравится, грязноват, не мой. Владельцы ресторана планируют новые проекты в Брянске, но пока не могу рассказывать о них.
Анна Лабушева: «У абсолютно разных людей было одно желание: не упустить удачу»

Шеф-повар ресторана Blue Sky (Сочи) Анна Лабушева родилась в Смоленске. Окончив школу, выбрала профессию технолога общественного питания. На момент отбора в реалити-шоу «Адская кухня» работала су-шефом ресторана в смоленском отеле «Медведь». После проекта получила повышение и новые предложения: работодатели заинтересованы в мастер-классах, обучении персонала и разработке меню.
«Новый необычный кулинарный телепроект «Адская кухня» мы смотрели и обсуждали всей командой отеля. Когда начался отбор участников на второй сезон, в шутку заполнила анкету.
На кастинг собралось около 5 тыс. человек со всех концов нашей страны. У абсолютно разных людей было одно желание: не упустить удачу и попасть на проект. Кому-то хотелось засветиться на экране, а меня привлекали новых впечатления и знания.
Формат проекта неоднозначный: незнакомых людей собрали в неизвестном ранее месте, отрезали от повседневной жизни, забрав средства связи и даже часы, лишив возможности общения с близкими. Сказать, что было просто – значит соврать, но… это было здорово. Хотя возникали и конфликтные ситуации, но, скорее всего, из-за замкнутого пространства и необходимости общения с людьми, с которыми в реальной жизни никогда бы не общался.
Многие участники оказались по-настоящему талантливы и с огромным опытом за плечами. Так что чувство спортивного интереса и азарта было сильным.

«Каждый день был непредсказуемым, подготовиться ни морально, ни физически было невозможно, порой очень трудно было собраться с мыслями – постоянные испытания силы воли, нервов и профессиональных навыков»
Профессиональный уровень после подобных проектов безусловно становится выше. Бесплатные мастер-классы, постоянные советы и новые знания, которые в книжках никто не напишет, все это личный опыт каждого и, я бы сказала, некий толчок в жизни.
Обидно то, что некоторые работодатели, узнав, что их сотрудник собрался поехать на проект, просто увольняли его, не понимая, что это огромный бонус для предприятия. С некоторыми прощались без объяснения причин после вылета с шоу… Меня это не коснулось.
После проекта я получила повышение – стала шеф-поваром. На данный момент мы с супругом Александром (также шеф-поваром) разъезжаем по стране, консультируем, запускаем заведения, разрабатываем меню. В планах повысить квалификацию в кулинарной школе за границей, затем пройти стажировку в Европе и выйти на новый профессиональный уровень. Все чаще нас с мужем посещает мысль о собственном семейном ресторанчике. Но это будет позже».
Читайте также интервью с победителем телевизионного проекта «МастерШеф», основателем компании «Рыба. Мясо. Два ножа» Рафаэлем Казумяном («Шоу дало знакомства с шефами»)

Читать далее в рубрике «Ресторанное дело»
03.02.2015
HM
В текущем году сеть быстрого питания «Макдоналдс» откроет в России более 50 ресторанов. Инвестиции останутся на прошлогоднем уровне.
03.02.2015
Шеф-повар Николай Бакунов работает в ресторанном бизнесе более десяти лет. Опыт приобрел в таких заведениях, как La Сasa, Letto, Clumba Club, Simple Pleasures, «Монтана Флотилия Рэдиссон Ройал», Duran Bar. Главное для Николая – работать прежде всего для своих гостей.
02.02.2015
SuperChefs
Рикотта – великолепная основа для нежных кондитерских кремов, но также с успехом применяется в приготовлении пасты, пиццы, лазаньи и равиоли.