За неимением сформулированного и качественного предложения кейтерингам приходится делиться прибылью с ресторанами и службами доставки. Так, почти нет аналога доставки пиццы или суши для частного заказчика. Конечно же, корпоративному клиенту ассортимент нужен принципиально иной, но базовые правила, в общем-то, остаются теми же. Ассортимент должен быть простым, ограниченным и ориентированным на вкусовые предпочтения большинства. Для корпоративного заказчика – это салаты, сэндвичи, изящная выпечка, супы, шашлычки и десерты. Ко всему этому непременно стоит добавить напитки. Остальное – по желанию. Можно включать элементы национальных кухонь или готовые наборы для мини-приемов.
Таких вот незатейливых предложений на рынке как раз совсем немного, буквально наперечет. И что парадоксально, они остаются в низкой конкурентной среде уже много лет. Порой даже от заказчика можно услышать, что заказать доставку готовых блюд для корпоративных целей можно только у одной-двух компаний. И не потому, что другие вовсе этого не делают. А потому, что у остальных операторов услуга не предложена как готовое решение, как заказ, который оформляется за 10 минут. А следовательно, предложение вроде бы есть, но по факту его и нет.
Кроме этого, у большинства компаний-заказчиков пользуются спросом различные подарки. И кейтеринг здесь также может предложить удобные готовые решения. Можно смело говорить о Рождестве, Новом годе, 8 марте, 23 февраля, Пасхе (да, да – куличи и пасхальные яйца!), а также профессиональных праздниках. Самое интересное, что примеры таких предложений – успешных и востребованных – есть. Помимо того, известно о запросах на обслуживание малых заказов, что далеко не всегда является синонимом малых бюджетов – переговоры высокого уровня или заседания совета директоров – все те случаи, которые подразумевают обслуживание всего нескольких персон. Иногда здесь используется вариант доставки готовых блюд, но порой требуется именно полноформатное выездное обслуживание.
Многие кейтеринги готовы браться за такие заказы, исходящие от постоянных клиентов, а для широкого потребителя такое предложение не озвучивается. Заказчик в свою очередь расценивает свои запросы как не слишком интересные подрядчику и обращается в службу доставки, либо в ближайший ресторан, либо в корпоративную столовую. Хотя изначально он был готов платить за более высокий уровень качества и сервиса.
Примечательно, что такая разновидность сервиса, как барный кейтеринг, все-таки появилась на рынке. И в контексте Международного дня бармена, который отмечают 6 февраля, стоит отдельно упомянуть об этом. Услуга появилась совсем недавно, но уже позиционируется и продвигается как самостоятельная разновидность кейтеринга. И помимо традиционных горок шампанского и флейринга она включает в себя разнообразное коктейльное предложение и даже легкие коктейльные закуски. Такая разновидность кейтеринга гораздо более активно развивается сейчас, нежели корпоративная доставка, малые заказы или корпоративные подарки. Она востребована во время специальных акций, презентаций, «закрытых» премьер и открытий, так называемых пре-опенингов и т. д.
Можно предполагать, что аналогично услуге барного кейтеринга в обозримом будущем развитие получат и другие вышеописанные предложения операторов кейтеринга. Что-то выйдет в псевдо-самостоятельную услугу, а что-то будет работать вообще как бизнес-модель. Конечно же, задавать тон будут столицы. Пока не отработаны более аппетитные сегменты рынка вряд ли кто-то будет вкладываться в разработку более узких ниш.
Но со временем, когда ключевые игроки исчерпают лежащие на поверхности ресурсы, всем придется прорабатывать «штучный спрос». Мы активно движемся в сторону насыщения рынка кейтеринговых услуг. И разнообразие форм и вариаций предложений – неизбежный и обязательный атрибут этой насыщенности. Вопрос времени. Место под солнцем обычно долго не пустует.