Непростая ситуация, сложившаяся на рынке к 2009 году, отразилась на деятельности почти всех российских производителей профессионального оборудования, и лишь некоторым из них удалось удержаться в рамках своих рыночных долей. «В основном это смогли сделать крупные игроки, располагающие обширным ассортиментом наиболее востребованных позиций и способные осуществлять их поставки клиентам в сжатые сроки, – отмечает Артем Калинин, менеджер по развитию продукта ТМ RADA компании «Полаир». – Некоторые из компаний, изначально сделавшие ставку на производство доступного в ценовом плане оборудования, в 2009–2010 гг. даже смогли несколько укрепить свои позиции на рынке. Доля же «Рады», составлявшая в 2007–2008 гг. 17–19%, к 2010 году сократилась до 4%».
Неизвестно, как бы сложилась ситуация в дальнейшем, если бы крупнейший производитель холодильной техники «Полаир» в июне 2010 года не приобрел 51% акций завода «Рада» и 25% долю в бизнесе дистрибьюторской компании «Сухаревка». По сути, эта сделка по слиянию с последующим образованием объединенного холдинга позволила производителю технологичного оборудования ощутимо укрепить свои рыночные позиции и более уверенно проводить стратегию развития.
Для интенсивного роста в компании сегодня созданы все необходимые предпосылки. В первую очередь это касается мощной производственной базы в Саранске с двумя цехами общей площадью 9 тыс. кв. м, оснащенными современными станками ведущих брендов. На каждом из четырех технологических участков монтируется строго определенная категория оборудования: тепловое, нейтральное, посудомоечные машины и линии раздачи. При этом производятся поэтапный контроль качества операций и испытания каждого сложного изделия. Готовая к эксплуатации и протестированная техника поступает на упаковку, а затем на отгрузку.
Помимо этого, как и всякое крупное производство, завод в Саранске располагает своим логистическим комплексом со стеллажным хранением и системой штрих-кодового учета продукции. Наличие же собственного конструкторского бюро позволяет не только снизить расходы на проектирование, но и предлагать обширный ассортимент разнообразного оборудования, создаваемого с учетом насущных потребностей заказчиков, которым не приходится переплачивать за невостребованные опции.
То, что технологическое оборудование, выпускаемое под торговой маркой Rada, уже не первый год пользуется спросом у рестораторов, помимо привлекательной цены объясняется еще и рядом объективных факторов, и во многом связано с тем, что на предприятии самое пристальное внимание уделяется высокому уровню изготовления продукции. В соответствии с многоуровневой системой контроля качества каждый образец проходит многоступенчатую проверку и тестирование. Подтверждением того, что техника Rada соответствует самым высоким стандартам, стала сертификация по международной системе DIN EN ISO 9001:2000.
Серьезное отношение к производственному процессу стало залогом отменного качества оборудования, при сборке которого используются только экологически безопасные материалы и надежные комплектующие от лучших европейских производителей.
Вполне очевидно, что поступательное развитие компании невозможно представить без проведения взвешенной ассортиментной политики. В частности, до кризиса основной акцент был сделан на выпуск нейтрального оборудования – порядка 1200 позиций. И хотя доля «нейтралки» по-прежнему будет преобладать в продуктовом портфеле компании, количество позиций решено сократить к концу этого года до 250. Более чем в четыре раза уменьшится и число элементов линий раздачи – с 272 до 60. Зато возрастут доли теплового и холодильного оборудования – до 90 и 15 изделий соответственно.
Сокращение общего ассортимента продукции почти в 4 раза к концу 2011 года, а также отказ от выпуска немаржинальных позиций (мармиты, кипятильники), позволят «Раде» сконцентрировать усилия на более совершенном с технической точки зрения оборудовании. В первую очередь речь идет о пароконвекционных печах и новых плитах, входящих в состав 700- и 900-х серий. На 2–3 квартал намечено производство электросковород со встроенным душирующим устройством, а также пищеварочных котлов с электронными блоками управления. Ближе к концу года на рынке должны появиться опрокидываемые аналоги котлов.
В компании прекрасно понимают, что разрабатывая стратегию по продвижению своей продукции, нельзя сбрасывать со счетов и конкурентов, некоторые из которых располагают обширными дилерскими сетями. Поэтому, чтобы выйти на рынок с действительно привлекательным предложением, специалистам «Рады» потребовалось предварительно проанализировать сильные и слабые стороны ряда российских производителей.
Если ситуация на рынке будет развиваться по благоприятному сценарию и в компании действительно удастся реализовать все намеченные планы, то вполне возможно, что рыночная доля TM RADA вырастет к концу года до 15%.