С 1 июля в ЕГАИС должны фиксироваться розничные продажи спиртного везде, кроме предприятий общественного питания, которым необходимо было подключиться к системе к 1 января. В связи с этим некоторые общепринятые в мировой практике действия ресторанов и гостиниц оказались за рамками правового поля. Речь идет, в частности, о закупке алкоголя в розничных магазинах, закупке крепкого спиртного для коктейлей заведениями, имеющими ограничения по крепости реализуемого алкоголя (например, в нестационарных объектах), и продаже через мини-бары.
По Гражданскому кодексу розничная продажа является конечной, то есть рестораторы не имеют права закупать товар в магазинах для перепродажи, однако в Росалкогольрегулировании считают, что отельерам ничто не мешает перед выкладкой алкоголя в мини-бар внести данные о нем в ЕГАИС.
По словам юриста ФРиО Марии Орловой, в кодексе есть определение розничной торговли, но нет никакого запрета. «Для небольших заведений в отдаленных уголках страны другого выхода нет. Они не могут делать большие запасы, так как это приводит к замораживанию средств, а продавать им две–три бутылки дистрибьюторы не будут», — поясняет она. Сканировать алкоголь перед выкладкой в мини-бар нельзя, так как при розничной продаже, зафиксированной в ЕГАИС, компания обязана выдать покупателю чек, по которому он сможет проверить подлинность товара, указывает Орлова.
Вице-президент по развитию в России и СНГ Intercontinental Hotel Group Арон Либинсон считает, что отельерам ЕГАИС не доставит реальных проблем. «Популярность мини-баров заметно сокращается, продажи алкоголя через них минимальны, и отели не понесут серьезных убытков», — объясняет он.