Прежде всего я агроном, больше всего люблю работать на земле. Видеть, как на винодельню привозят здоровые, зрелые грозди – высшая награда! Разумеется, мне по душе и работа в погребе, но у нас есть замечательный главный энолог Витторио Фиоре!
Мне нравится маркетинг: видеть, как люди пробуют мои вина и делятся впечатлениями. Но если выбирать что-то одно, я выберу виноградник!
Сейчас различный уровень цен и винтажи разных лет, поступающие на рынок, защищают наши категории от прямой конкуренции. Например, сейчас на рынок выходит брунелло 2011 года, а нобиле ди Монтепульчано – уже 2013-го.
Мы соседи, живем в маленьких городках совсем не далеко друг от друга, можно сказать, в одной реальности. Лично у меня очень хорошие отношения с производителями из Монтепульчано. На самом деле, идет гораздо более острая борьба с бароло.
Брунелло имеет фантастический имидж во всем мире, это один из ключевых товаров страны, икона «сделано в Италии».
В последние годы вина брунелло несколько утратили свою самобытность. Появилось очень много хозяйств, и у каждого своя интерпретация.
Я не думаю, что есть хорошие и плохие стили – все зависит от исполнения. Если работать на максимум, то неважно, традиционалист ты или новатор. Мне очень нравятся вина модерниста Джанкарло Паченти, который очень сильно вдохновился французскими методами и использует для брунелло только баррики. Именно в хозяйстве Siro Pacenti впервые в Монтальчино появились сортировочные столы, которые позволили радикально улучшить качество.
Мне больше нравится традиционный стиль, работа с большими бочками. С барриками все зависит от винодела: легко ошибиться, передержать вино, и тогда исправить что-то уже будет нельзя. С ботти вам понадобится очень много терпения, потому что в них вино само решает, когда оно готово. Это другая философия – ты следуешь за процессом и следишь за ним, но не управляешь.
Лет 10 назад был всплеск популярности современного стиля, причем стал особенно цениться глубокий яркий цвет вина. Из санджовезе вообще-то тяжело «выдавить» очень насыщенный цвет, в этом он похож на пино нуар. Погоня за цветом привела к тому, что виноград стали убирать слишком поздно, появились проблемы с лишним алкоголем, недостаточной кислотностью. Сейчас люди понимают, что бесполезно пытаться делать, так сказать, Бордо из Бургундии, и снова начинают ценить классику брунелло.
Помню, 10 лет назад во время дегустаций на винодельне гости пробовали Birba (это вино выдерживается во французских барриках, а не в ботти – Прим. ред.) и восклицали: «О да, вот это мое брунелло!». Теперь потребителю больше нравится вино, выдержанное в больших бочках.
Для меня эталон традиционного брунелло – Biondi-Santi. Это классика – каждый их урожай звучит по-своему. Я рад, что и мои вина разных урожаев не похожи друг на друга.
Классическое брунелло и россо ди Монтальчино – очень элегантное, тонкое вино. Оно хорошо сочетается с множеством блюд, иногда комбинации бывают неожиданными. Не так давно я пробовал россо с томатным рыбным супом, и это сочетание было великолепным. Не всякое вино будет на высоте в такой ситуации – либо будет перебор танинов, либо не хватит кислотности.
Главная сложность, особенно для агронома – погода. Условия меняются. Я не соглашусь с людьми, которые считают, что регион превращается в пустыню – посмотрите на погоду в этом году: очень дождливая весна, реки полны водой, в Европе наводнения… Главная проблема – экстремальные колебания. То слишком много осадков, то запредельная жара. Все слишком непредсказуемо, даже с учетом того, что прогнозы погоды стали намного точнее. Нам нужно очень быстро принимать правильные решения, ну а если совсем не повезло – готовиться к строгому отбору винограда и низкому урожаю. Лучше пожертвовать количеством, чем качеством. Именно эта решимость отличает обычного производителя от выдающегося.
Худшая ошибка винодела, – неправильно переливать вино из емкости в емкость. Это особенно справедливо для брунелло, которое проводит в погребе по пять лет. Рэкинг молодых вин делается три раза в год, более старых – один раз. Несоблюдение правил ведет или к редукции, или к посторонним запахам. Сейчас эта проблема исчезает – совершенствуются системы поддержания чистоты на винодельне, есть строгие протоколы действий.
Другая частая ошибка – перебор с экстракцией. Насыщенности хочет рынок, но не все вина требуют максимальной экстракции. Это все равно, что заставлять ребенка учить все на свете, надеясь, что он станет гением. Скорее всего, вы просто испортите ему жизнь, и он не вырастет гармоничной личностью.
Вино – не просто напиток, оно живет и меняется каждый день. Некоторые производители поддаются соблазну слишком «продавить» вино, перебирают с бочкой, с концентрацией. В итоге есть немалый риск того, что урожаи будет не отличить.
Конкуренция усиливается, но многое решает работа с рынком. К концу года наши склады пустеют, проблем со сбытом нет. У нас очень много партнеров на самых разных рынках, и если где-то спрос упадет, мы перенаправим вино куда-то еще. Это очень крепкая позиция – мы ни под кого не подстраиваем свой стиль.
Винный бизнес в Италии очень выгоден, очень многие бизнесмены сейчас вкладываются в него. Но рынок подходит к точке насыщения, все большее значение приобретает маркетинг. Сейчас он даже более важен, чем качество.
Еще несколько лет назад было очень просто наткнуться на откровенно проблемное вино. Сейчас практически все вина сделаны достойно – спорить можно только о стилях, насыщенности и прочем. Это – результат конкуренции. Некачественное вино вылетит с рынка мгновенно. 20–30 лет назад ситуация была другой, да и потребители знали о вине намного меньше.
Российский рынок становится все более важным. 10 лет назад у нас не хватало вина на все рынки – поставляли только в Италию, США, Германию, Великобританию. Сейчас выпуск вин достиг максимума, появилась возможность поставлять вино и на другие рынки, и одним из них, конечно, стала Россия. Правда, в последние несколько лет экономика испытывает сложности, но до кризиса очень многие россияне путешествовали и пили хорошие вина и за границей, и дома. Я уверен, что ситуация наладится.
Для LaGerla ресторанный сегмент, HoReCa – самый важный.