Я учился в престижных московских заведениях и продолжаю свое образование: пишу докторскую работу по экономике, посвященную оптимизации процессов разработки программного обеспечения.
В сегменте HoReCa я работаю с 2015 года.
Труднее всего было научиться собирать максимум мнений и фактов до принятия управленческого решения, не торопиться, не спешить с завершением даже очевидных задач.
Мой главный принцип в работе — дорабатывать каждую ситуацию и возможность до конца, реагировать на риски, продолжать движение и оптимизацию, пока есть ресурсы и целесообразность.
Специальные знания кажутся многим такими важными, что они совсем не развивают свои управленческие навыки и эмоциональный интеллект. Это тупиковая стратегия, такие специалисты не создают великих компаний и программных продуктов.
Свои задачи я вижу так: создавать и продвигать программные продукты, которые позволят рынку HoReCa стать современным.
В условиях экономического кризиса конкурентное преимущество отеля (ресторана) заключается в сохранении лояльной аудитории гостей.
Сегодня гости ценят понимание с первого слова. Если что-то идет не так, то у ресторана уже не будет второго шанса. Дать гостю максимальные возможности рассказать о его ожиданиях — часть успешной стратегии ресторанного бизнеса.
Сейчас в тренде яркие и уникальные концепции, а мода на стандартизированный сетевой концепт «итальянца», «японца», «узбека» уходит в прошлое.
Главными проблемами рынка HoReCa в России я считаю технологическую отсталость, непонимание ожиданий гостей, слабое использование аналитических данных в оптимизации бизнес-процессов.
Процесс подбора персонала на низовых позициях в HoReCa отличается взаимным недоверием с первого взгляда.
Уровень персонала в российских заведениях очень неоднороден, многое зависит от тех усилий, которые заведение вкладывает в подбор, адаптацию и обучение сотрудников.
На мой взгляд, особенность открывшихся заведений в кризисную эпоху — это жесткие сроки выхода на самоокупаемость.
Верный путь к провалу — открытие заведения без консалтинговой помощи экспертов рынка. Никакие сюжеты из «Рокки-4», где герой открывает свой ресторан на старости лет, не работают в условиях жесткого конкурентного рынка мегаполисов.
Специфика моей работы заключается в разработке и продвижении на рынке уникального программного продукта. Порой это требует больше усилий по объяснению принципов работы, результаты удивляют ресторан уже после начала работы с нашим сервисом.
Меня вдохновляют истории успехов программных сервисов и технологичных компаний, которые меняют традиционные рынки, делая услуги более удобными и доступными. Uber навсегда изменил сервис такси, «Утконос» упорно меняет рынок доставки продуктов, Booking.com сделал самостоятельные путешествия удовольствием.
Профессиональные знания и идеи я черпаю от своих коллег, партнеров и клиентов на рынке гостеприимства. Здесь всегда много мнений, уровень знаний очень высокий.
К моим любимым местам в Москве можно отнести очень разные заведения. Я искренне ценю усилия этих ресторанов в создании уникальных предложений. Например, сеть «СПБ» сделала гигантский прыжок — от прокуренной забегаловки для студентов до приличного бара со скромными ценами на хорошее пиво. Бар «Рок-кафе» уже много лет предлагает живой рок-н-рол круглые сутки, поддерживая различными способами лояльность тысяч постоянных гостей при всего 100 посадочных местах. Сеть «Джон Пул Паб» ищет и находит дорогу к аудитории как с помощью партнерских проектов, так и с помощью приглашенных гостей вроде Василия Уткина.
Мест с хорошей, отличной и превосходной кухней в Москве очень много, для меня это уже давно не критерий выбор места для ужина.
Самые необычные отели мне запомнились в Голландии, при этом самые яркие, наверное, в Амстердаме. Успех в сфере гостеприимства зависит от деталей, голландские отельеры в этом смысле очень точны, умеют пронизать нюансами каждую стандартную вещь в номере, холле, ресторане.
Самые необычные рестораны — это, на мой взгляд, рестораны высокой кухни в Москве. Такие рестораны продолжают открываться и сейчас, поэтому я спешу попробовать их кухню до окончания инвестиций основателей.
В моих планах продолжать информационную революцию в России, в том числе в области ресторанного и гостиничного бизнеса. Опыт других стран и сфер уже показал все выгоды постиндустриальной экономики «быстрых изменений», сейчас эти цифры кажутся очень впечатляющими.