К концу 2017 года планируется довести долю корпоративного питания в обороте Maison Dellos до 8 %. В этом году данное направление достигнет 6 % в обороте холдинга, тогда как в прошлом составляло всего 2,2 %.
30 ноября 2016
Как выбрать свою дорогу: история Тимура Ланского
Маргарита Золотых
шеф-редактор HM
шеф-редактор HM
Одним из звездных гостей форума «Ресторан-2016. Российская неделя ресторанного бизнеса» стал Тимур Ланский. Ресторатор вышел на сцену и ответил на вопросы участников конференции.
Первая «Чайхона №1» была открыта московским продюсером Тимуром Ланским в 2000 году. Сегодня его компания объединяет популярную сеть лаунж-кафе, сеть итальянских ресторанов Mi Piace и арт-кафе Room Cafe.
«Бизнес должен развиваться, искать новые пути, заявлять о себе, иначе даже успешное дело может умереть»
Как пришла идея создания чайханы?
Я занимался клубами после института: в 90-х организовывали техно-вечеринки в Penthouse и «Аэродэнсе»; потом команда занялась другими направлениями, открывала клубы «Дягилев» и «Зима». Я же к тому времени понял, что для меня занятие клубами «душевредное», и хотел попробовать себя в общепите. Я решил соединить ресторан и клубный чилаут — место, где можно отдохнуть, собраться с мыслями. Так возникла первая «Чайхона №1».
Ожидали ли успех восточной кухни?
Рестораны восточной кухни были в Москве с советских времен, москвичи любили узбекскую кухню: плов всегда казался приятной экзотикой.
«Рестораны Тимура Ланского» объединяют несколько проектов, какой из них наиболее любим?
Если говорить об итальянских пиццериях Mi Piace, то я там просто акционер, это проект моего партнера и друга Александра Оганезова. Конечно, «Чайхона №1» более любима, а «Тамерлан» на Петровке стал лабораторией, где экспериментируем с кухнями Евразии, готовим блюда народов империи: кавказские, китайские, иранские, индийские.
Где черпаете идеи для меню «Чайхоны №1»?
В ресторане преобладают восточные блюда (60 %), есть и заимствования из разных этнических кухонь: итальянская, русская и грузинская еда.
Блюд не так много, основная задача не столько экспериментировать, сколько поддерживать качество основного меню, которое приносит деньги.
Новинки придумываются лишь для разнообразия и привлечения внимания гостей. Каждые полгода создаем сезонные предложения, если что-то выстреливает, то проводим ротацию, дополняем меню; те блюда, что стали плохо продаваться, — убираем.
Есть ли у вас гастрономическая мекка?
Если говорить о восточной узбекской кухне, то место открытий — это Бухара. Там можно узнать много интересного, например способы приготовления того же плова. После 10 лет работы в чайхане я удивился, что существуют такие варианты. В целом же на территории СССР гастрономическая столица одна — это Москва, здесь можно найти очень многое и никуда дальше не ехать.
Вы продаете франшизы «Чайхоны №1» — как развивается это направление?
Я бы не сказал, что активно. Около трех лет предлагаем разные пакеты — от открытия фудтрака до традиционного лаунж-кафе; от стартового набора, когда делаем проект, даем вывеску и обучаем управленцев и поваров на своем предприятии, до расширенного с ежемесячным финансовым и операционным контролем, помощью в рекламе и тому подобным, но за все время продали лишь одну.
Почему нет интереса, сложно сказать. Участвовали в выставке Buybrand: как только люди слышат, что минимальная цифра 6,5 миллионов плюс роялти, и сразу убегают. Они хотят купить франшизу предприятия, которое будет приносить ежемесячно приносить такую сумму, но заплатить взнос не готовы. Выбирают другую дорогу — присылают дизайнера, фотографируют меню, переманивают повара. Но этот путь тупиковый, в большинстве случаев ждут проблемы. Чтобы генерировать выручку 5–10 млн в месяц, мало найти помещение и сделать похожий дизайн, нужно нанять людей, которым нужно платить 2–3 млн (для примера, зарплата повара в зависимости от категории при шести рабочих днях в неделю от 30 до 130 тысяч рублей), нужно иметь бренд, который люди знают. А подделку легко отличить.
Как оцениваете помещения?
Изучаем геомаркетинговые исследования, оцениваем показатели пешеходного и автомобильного потока — да только не все законы работают, и следование правилам не всегда помогает выбрать правильную локацию. Например, один из постулатов о преимуществе вечерней стороны дороги (поток потенциальных гостей, которые утром едут на работу и им не до ресторанов, считается ущербным по сравнению с вечерним трафиком, когда люди не торопятся и готовы остановиться, чтобы пообщаться за ужином), не работает. Наш ресторан на Тверской находится на утренней стороне, конкуренты открыли в 500 м на вечерней, но наш зал полон, а их — нет. Все влияет вкупе: наличие парковки, витрин, визуальная узнаваемость вывески.
Какие техники переговоров используете, чтобы достичь лучших условий аренды?
Это вопрос торговли и психологической науки — как стоять на своем предложении, выдерживать паузу, просчитывать варианты. Если бренд известен, то лучше сперва не упоминать при арендодателе: сразу плохо торгуются, дают высокие ставки. Конечно, рано или поздно приходится раскрываться.
Сейчас арендодатели стали сговорчивее, но мнение, что из-за кризиса освободилось много хороших помещений, ошибочно. Да, появилось много мест, слабых по показателям, а трафиковые, как были востребованы, так и сейчас — если и появляются, то мгновенно уходят.
Что выбираете: торговый центр или улицу, центр города или окраину?
К торговым центрам у меня пессимистичное отношение. Их очень много, интерес к ним иссяк, и в Москве всего два-три торговых центра с реальным рабочим трафиком. В целом же, любой из них к десяти вечера превращается в пустынный лабиринт среди закрытых витрин. Если наш гость уходит ближе к полуночи, то ему придется возвращаться по гулким коридорам, тогда как по красивой улице идти куда приятнее. Конечно, для фастфуда ТЦ хорош, как и видовые места у метро и на улицах с хорошим трафиком, а для ресторана со средним чеком от 1,5 тысяч рублей лучше рассматривать первые и вторые этажи нежилых помещений, а лучше — отдельные здания с большими витринными окнами, парковкой (если не своей, то рядом) и возможностью разместить вывеску и сделать веранду.
Как завлекаете гостей в свои рестораны?
За 10 лет мы использовали растяжки в городе два или три раза, практически не тратили деньги на рекламу в журналах. Сарафанное радио самое лучшее. Нужно придумать что-то, создать интересную оригинальную услугу — и гостевой поток начнет сам генерироваться, люди будут приглашать своих друзей. Можно потратить миллионы, дать хорошую рекламу, но без фишки эффект будет недолгим. Наша идея сработала, и теперь нужно использовать рекламные мощности, чтобы поддерживать успех.
Концепция оказалась удачной — нужны ли изменения?
Сеть ресторанов — это растущий организм. Бизнес должен развиваться, искать новые пути, заявлять о себе, иначе даже успешное дело может умереть. Мы ищем форматы для открытия бюджетных кафе, работаем над ребрендингом, делаем все, чтобы нас не забыли. На рынке есть пример ресторанной компании с японскими и итальянскими кафе: они замерла, бюрократизировалась, передала функции развития менеджерам и агентствам. Теперь бренд, скорее, отпугивает — и бизнес-партнеров, и гостей: люди не ходят, хотя на рекламу тратятся гигантские деньги.
Вы сами контролируете бизнес-процессы или делегируете полномочия?
Один или два ресторана по силам контролировать самому, но невозможно, если их больше десяти. На втором месте по важности после фишки ресторана — люди. Я почти 25 лет в бизнесе, за это время можно было найти профессиональную команду, но я постоянно испытываю нехватку кадров. Люди, которым можно доверить свое детище, должны быть фанатами, а не временными пассажирами.
Каковы стратегические планы — будете увеличивать сеть?
Мы думаем развивать более мелкий формат, в Марьине очень хорошо работает. Но надо учитывать тенденцию, что в спальных районах рестораны стали хуже работать в будни — люди экономят, и выручка просела. Конечно, планы увеличения сети есть, но хороших мест не так много.
Читать далее в рубрике «Ресторанное дело»
28.11.2016
Аналитики компании JLL провели исследование брендов сегмента food & beverage (общепит), представленных в торговых центрах двух основных рынков России — Москвы и Санкт-Петербурга.
2.5 тыс
28.11.2016
В преддверии сезона новогодних корпоративов рестораторы ведут битву за банкеты крупных компаний. Победа в премии — это возможность заявить о себе и привлечь внимание организаторов мероприятий.
28.11.2016
Сложное и изысканное блюдо Артема Миненкова, шеф-повара ресторана True Cost.