Одной из задач реформы 54-ФЗ было стимулировать покупателей выявлять недобросовестные предприятия. ФНС выпустила мобильное приложение, позволяющее информировать о фактах неисполнения закона и получать различные бонусы
Какой процент ресторанов и кафе перешел на онлайн-кассы?
Этот вопрос больше в компетенции ФНС России, так как именно она располагает данными по всему российскому рынку. Хотя сомневаюсь, что служба подробно анализирует статистику по каждому отдельно взятому сегменту.
В целом те, кто к 1 июля должен был перейти на онлайн-кассы, пусть и с задержкой, но сделали это. Речь о компаниях, использующих основную или упрощенную системы налогообложения. На текущий момент зарегистрировано уже более 1,3 млн касс нового типа от более чем 450 тыс. налогоплательщиков. По нашей оценке, доля предприятий HoReCa составляет 10–11 % от их общего числа.
Как предприятия не соблюдают обновленный 54-ФЗ?
В ряде ресторанов и кафе клиентам по-прежнему выдают на руки так называемые предчеки, а сами кассовые чеки не пробивают, хотя кассовый аппарат имеют. В целом такое явление типично для несетевых заведений питания. Хотя буквально на днях в одном ресторане под известным брендом меня пытались убедить в том, что предоставленный предчек — полноценный чек. Лишь после жаркой дискуссии с официантом появился менеджер зала, который все-таки выдал мне правильный документ. Но сколько осуждения было в его глазах!
Другое распространенное нарушение отмечается в сфере доставки готовой еды на дом. Курьеры нередко привозят заказ с уже распечатанным кассовым чеком. Хотя, согласно новой редакции 54-ФЗ, продавец обязан пробить потребителю чек строго во время оплаты товара (услуги) и только в том месте, где она происходит. Чек должен быть в бумажном варианте и, если клиент пожелает, в электронном. Причем последний необходимо сразу отправить на телефон или электронную почту, указанные заказчиком до момента расчета.
Впрочем, не все нарушения законодательства реализуются только в офлайне. В последнее время набирают популярность предприятия общепита, которые имеют представительство только в интернете. Они предлагают потребителям широкий выбор блюд, возможность быстро заказать их через сайт и получить в интересующее время по интересующему адресу. Но, принимая оплату по банковской карте, упомянутые предприятия часто не отправляют чек покупателю на электронную почту или в смс.
Как показало наше исследование, проведенное летом совместно с «Левада-Центром» и Ассоциацией компаний интернет-торговли, тому есть две основные причины. Часть интернет-предпринимателей не в курсе, что обязаны теперь применять онлайн-кассы, часть не понимает, как реализовать это технически. Хотя на рынке уже есть ряд полноценных решений, которые позволяют интернет-предприятиям с минимальными временными, трудовыми и финансовыми затратами обеспечить соответствие 54-ФЗ.
Хочу напомнить, что неприменение онлайн-кассы грозит административным штрафом: для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей это от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, но не менее 10 000 рублей; для юридических лиц — от 3/4 до одного размера суммы расчета, но не менее 30 000 рублей. А повторное нарушение и невыдача кассовых чеков на общую сумму от 1 млн рублей ведет к приостановлению деятельности организации на срок до 90 суток.
Какие средние затраты на переоборудование для ресторанов и служб доставки еды?
Затраты на переоборудование в HoReCa такие же, как и обычном ретейле. Так, покупка фискального накопителя обойдется в 5 000 рублей (со сроком службы до 13 месяцев); комплект для модернизации кассы будет стоить от 100 до 5 000 рублей в зависимости от модели, производителя и года выпуска устройства; еще 3 000 рублей с кассы в год потребуется для подключения аппарата к оператору фискальных данных (ОФД). На услуги по модернизации придется потратить от 1 000 до 3 000 рублей. Если у предприятия не было КЭП (квалифицированной электронной цифровой подписи), то приобрести нужно будет и ее. Зарегистрировать кассу в налоговой инспекции можно как самостоятельно (тогда это ничего не будет стоить), так и привлекая сервисные компании.
При использовании фискальных регистраторов крайне важно также обновить программное обеспечение, установленное на ПК кассира. Необходимо удостовериться, что оно совместимо с онлайн-кассой организации.
В случае, когда кассу нельзя модернизировать (нет комплекта модернизации, истек срок полезного использования), покупка новой обойдется в 18 000–33 000 рублей в зависимости от потребностей и масштаба бизнеса.
Сколько времени нужно для перехода на онлайн-кассы?
Принципиальных отличий HoReCa от торговли в контексте реализации 54-ФЗ практически нет. Предприятие оценивает свой текущий парк ККТ, связывается с производителем кассовой техники и вместе с ним выбирает решения. Далее идет детальное планирование: формируется бюджет на модернизацию или переоборудование касс, осуществляется апгрейд ПО, заключается договор с ОФД. Обычно на это требуется порядка двух недель. Заключительный этап — тестирование оборудования, которое, по нашему опыту, занимает от двух недель до полутора месяцев.
Несколько советов для предпринимателей сегмента HoReCa, как наиболее безболезненно перейти на новую ККТ
- Не откладывайте переход на последний момент, определите для себя требования, которым вы должны соответствовать, и грамотно подходите к выбору кассового решения.
- Ранее не применяли ККТ или только открываете свое дело? Тогда просто изучите доступные кассовые решения и выберите среди них оптимальное. При необходимости производитель ККТ проконсультирует вас и посоветует, как привести бизнес в соответствие 54-ФЗ, не переплачивая за ненужные опции.
- Если вы уже используете устройства для выдачи документа, подтверждающего расчеты с покупателем, выясните, можно ли модернизировать их до онлайн-касс. Обязательно уточните стоимость и сроки апгрейда, а также узнайте, как будет называться ваша касса после модернизации и есть ли она в реестре ККТ. Если нет, то смело обращайтесь к другому производителю. Если вы применяли аппарат более 4-5 лет, целесообразно не дорабатывать, а полностью заменить его.
- Компаниям, в распоряжении которых уже имеется одна или несколько чекопечатающих машин, следует проверить, позволит ли данное решение соответствовать требованиям нового законодательства. Например, не все устройства дают возможность печатать наименование товаров в чеке.
- При выборе решений, которые управляются с внешнего программного обеспечения, установленного на ПК, смартфон или планшет (раньше такие решения назывались фискальными регистраторами), выясните заранее: будет ли это ПО поддерживаться и обновляться разработчиком и позволит ли оно в полной мере выполнять новые требования законодательства.