Успех ресторана в большой степени зависит от того, насколько удачно разработано меню, как оно оформлено и легко ли читается гостем. Этот инструмент коммуникации способен и заблокировать потребление, и вознести до небес продажи того или иного блюда. Об удачных названиях и распространенных ошибках в меню рассказывает директор по маркетингу, продажам и коммуникации компании «Арпиком» Юлия Иванова.
1 ноября 2012
Буланжери и патиссьери: из Парижа в Москву
Ольга Самойлова
автор HM
автор HM
Благодаря международному опыту сегмент кофеен-кондитерских и кафе-пекарен существенно видоизменился. Зарождаются новые традиции уважительного отношения к продукту, формируется целая культура. Москвичи пристрастились к свежайшему хлебу и не теряются при виде витрин с многообразными десертами – во многом это дело рук французских мастеров, знающих секрет притягательности изысканной выпечки. Некоторые из них ненадолго покинули таинственные лаборатории и рассказали нам о вкусовых пристрастиях гостей и своих последних изобретениях.
«Десерты с каштаном в России не любят»
Иоанн Вакселер,
су-шеф кондитерской «Кафе Пушкинъ»
Родился на севере Франции, в местечке Ремирмон, в районе гор Вогезы. Обучался кондитерскому мастерству у Кристина Лютенбахера, два года работал у Патрика Шевалло, «Лучшего профессионала Франции среди кондитеров», в ресторане «Валь д’Изер», еще два года – в Париже у Жерара Мюло, и три года – в Рене у Лорана Ле Даниэля, также «Лучшего профессионала Франции среди кондитеров». С 2005 года трудится в кондитерской лаборатории Ресторанного дома Андрея Деллоса су-шефом Эмманюэля Риона, «Лучшего мороженщика Франции».
HM: Отличается ли ассортимент московской кондитерской и парижской?
И.В.: Меню в Москве и Париже почти идентичные. И лидерами продаж являются практически одни и те же десерты. Но некоторые отличия в картах все же существуют – так сказать, дань национальным особенностям гостей.
HM: Что любят москвичи, и что выбирают парижане?
И.В.: Вкусы парижан гораздо более разносторонние. Например, осенью в Париже мы обязательно предлагаем гостям десерты с каштаном, и они имеют оглушительный успех. В Москве же десерты с каштаном не вызывают никакого интереса.
HM: В меню кондитерской много десертов с начинками – как тут меняются предпочтения гостей?
И.В.: На самом деле пристрастия меняются не так уж сильно. Классические десерты (мильфей, наполеон, медовик) остаются лидерами. Но, конечно, мы привносим в их вкус нечто новое, обогащаем их дополнительными интересными оттенками. При этом мировой тенденцией остаются легкие десерты, с пониженным содержанием сахара, но, конечно, с сильным, ярко выраженным вкусом. Мои рекомендации – мороженое-медовик, сделанное на основе популярного русского лакомства. В Париже я бы вам посоветовал попробовать эклер с карамелью.
HM: Есть ли в кондитерских возможность взять десерты с собой? Насколько этот вариант востребован?
И.В.: Конечно, вы можете купить десерты «навынос» и в Москве, и в Париже. Причем в Париже это основной вид продаж, поскольку в кондитерской всего пять мест за столиками. В Москве же количество десертов, сервируемых в зале, и тех, что уносят с собой, примерно одинаковое.
HM: В начале сезона вы представили новую коллекцию шоколадных угощений. Что вдохновило на изобретение шоколада «Черное золото»?
И.В.: Нас вдохновляет все, что мы видим рядом с собой. Вся окружающая жизнь является источником идей. Мы хотели создать новый вкус шоколада под маркой «Кафе Пушкинъ» – такой, который вы больше нигде не найдете. Особенный шоколад «Ор Нуар» («Черное Золото») появился в результате долгих опытов по соединению какао-бобов разных сортов и происхождения.
HM: Вы уделяете большое внимание не только вкусу, но и визуальному исполнению. Особенно впечатляет ароматный дым – как он создается?
И.В.: Летом мы предлагали гостям яркий, цветной, свежий, очень фруктовый и, можно сказать, веселый десерт. Он создан на основе вкусов клубники и земляники, изумительных, именно сезонных ягод, которые представлены в виде разнообразных текстур, в частности, в форме желе и щербета. Чтобы усилить впечатление от внешнего восприятия десерта, мы применили «спецэффект» – пар, который появляется при соединении воды и сухого льда. Вместо воды мы использовали настой с очень приятным запахом. Таким образом, еще до дегустации десерт радовал органы чувств гостя.
HM: Торты тоже часто впечатляют свои видом. Расскажите про самый оригинальный.
И.В.: «Радужный ларец» – это торт в виде куба с двенадцатью разными вкусами, составленный из шестнадцати разноцветных слоев и спрятанный в прозрачный, воздушный, резной, как бы хрустальный «ларец» из карамели. Это очень праздничный, яркий десерт.
HM: Что ждет сладкоежек в ближайшее время?
И.В.: У нас появятся два новых вида миндального печенья «макарун» – яблочные и со сгущенным молоком. Также будут осовременены «великие классики» французского кондитерского искусства – «Сент-Оноре» и «Опера». В качестве русских классических сладостей предложим морковный десерт.
«Традиционная французская выпечка не надоест»
Жан-Люк Даллар,
шеф-пекарь сети Paul в России
Профессиональную деятельность начинал в родном городе Валанс (регион Рона-Альпы), а продолжил в Гренобле. Позже возглавил пекарню в Норвегии – научил местных профессионалов печь хлеб по французской технологии. Приехав в Прованс, придумал с друзьями концепцию предприятия, включающего в себя булочную, кондитерскую, ресторан и магазин с предметами декора для кухни. Комплекс Comptoir-Loranger работает в Экс-ан-Провансе до сих пор. Стаж работы пекарем – 16 лет.
HM: Пекарня Paul наконец-то появилась в Москве, чем она отличается от французского или бельгийского варианта?
Ж.-Л.Д.: В принципе, особых отличий нет. Используются те же ингредиенты, те же технологии, Исключение – лишь небольшой список локальных блюд. И, по традиции, Paul разрабатывает свой дизайн для каждого заведения.
HM: Расскажите про ассортимент московской пекарни.
Ж.-Л.Д.: У нас есть большой выбор хлеба – классический, зерновой, био с отрубями, сыром, маслинами, томатами, травами, орехами. В ассортименте также сэндвичи и традиционная французская выпечка: слойки, пироги, торты, пирожные. В общем, к нам можно часто приходить – продукция не надоест, ведь ее много, и меню постоянно обновляется и расширяется. Это и изделия с сезонными фруктами и овощами, и хлеб с различными специями и травами.
HM: Какие ингредиенты вы используете для сэндвичей?
Ж.-Л.Д.: Мини-багеты на основе фирменного теста, свежие овощи, салат, различные виды мяса и рыбы. Для сэндвичей с томатом и моцареллой используется булочка Полька с оливками и оливковым маслом.
HM: Что можно попробовать и приобрести исключительно в Paul?
Ж.-Л.Д.: Торты, пироги, хлеб – практически все. 90% сырья для наших изделий импортируется из Франции.
HM: Как часто выпекается хлеб? Как осуществляется контроль процесса?
Ж.-Л.Д.: Хлеб выпекается три раза в день – на прилавках он всегда свежий. Контроль осуществляется на каждом этапе – от замеса теста до выхода продукта из печи. Каждая мелочь имеет значение и может отразиться на качестве: температура воды, ферментация, насечки на хлебе, образование гребешка, количество пара в печи. После выпекания хлеб обязательно разламываем: изучаем его внешний вид, структуру, запах и вкус.
HM: Насколько востребована услуга «навынос»?
Ж.-Л.Д.: Примерно половина выручки – это take away. Хочу к этому добавить, что Paul заботится об окружающей среде – упаковка и одноразовая посуда биоразлагающиеся.
HM: Существуют ли дегустации выпечки в самих кафе?
Ж.-Л.Д.: Да, постоянно, в течение всего дня проходят дегустации хлеба и десертов.
HM: Планируются ли какие-нибудь специальные акции для гостей в ближайшее время?
Ж.-Л.Д.: В Paul регулярно проводятся специальные акции, фестивали, мы отмечаем как русские, так и французские праздники, начинаем устраивать детские мастер-классы по выпечке французского хлеба и десертов.
«Интерес к круассанам и булочкам возрос»
Николя Панго,
шеф-пекарь сети супермаркетов «Азбука Вкуса»
Николя начал карьеру в 1983 году. Через 4 года открыл собственную пекарню во французском городе Везле. Работал в качестве ведущего пекаря и кондитера в Aux Délices Beauharnaisiens в Ла Ферт Боарне. В 2008 году занял позицию шеф-пекаря и шеф-кондитера отеля Bahrain в Манаме (Бахрейн). В Москве работал в качестве ведущего пекаря в ресторанах Eldorado, La Parisisenne и Le Bon Gout. С 2012 года Николая Панго – шеф-пекарь в «Азбуке Вкуса» (наиболее крупные супермаркеты сети включают в себя ресторанную зону).
HM: Какие возможности открывает работа в сети магазинов?
Н.П.: Все, кто хотя бы раз покупал готовую еду в супермаркетах «Азбука Вкуса», знают, что по качеству, эксклюзивности и свежести представленные блюда и выпечка не уступают выбранным в самых лучших ресторанах. Только здесь все гораздо быстрее и удобнее. Мне нравится, по каким принципам работает «Азбука вкуса» и тот уровень обслуживания и продукции, который мы предлагаем клиентам. У меня есть возможность все время что-то придумывать, экспериментировать, вводить новые изделия в ассортимент, ведь я не ограничен ресторанным меню.
HM: На какую продукцию стоит обратить особое внимание?
Н.П.: Хлеб, булочки, круассаны и плюшки, торты, пирожные – все достойно. Уверен, что раз попробовав наши хлеб, кексы или багеты, вы будете приходить за ними снова и снова. После того, как я стал шеф-пекарем, интерес к круассанам и булочкам значительно возрос.
HM: Сколько раз в день выпекается хлеб? Как осуществляется контроль процесса?
Н.П.: У нас есть большой пекарный цех, обслуживающий всю сеть, и небольшие пекарни в супермаркетах. Хлеб выпекается постоянно – попадает на стол через несколько мгновений. Используются только натуральные ингредиенты – обходимся без синтетических добавок или улучшителей вкуса. Строго соблюдаем полный цикл хлебопечения и не допускаем искусственного ускорения процесса. Длительное тестоведение, использование опары, натуральных живых заквасок и пшеничных культур, ну и конечно, любовь к тому, что мы делаем – вот секрет вкуса и качества нашего хлеба. Это практически ручная работа.
HM: Какие новинки рекомендуете попробовать?
Н.П.: Бриоши, шоссоны, традиционные французские пироги, круассаны с огромным разнообразием начинок, чиабатта, бургундский и финский багеты, дениши, биохлеб – вам понравится все!
HM: Проводите ли вы дегустации для покупателей?
Н.П.: Обязательно! И дегустации, и мастер-классы. Каждый клиент может поинтересоваться у шефа рецептом, я с удовольствием отвечаю на любые вопросы и рассказываю о том, что я делаю. Совсем недавно прошла дегустация, приуроченная к 15-летию «Азбуки Вкуса». Мы с коллегами бренд-шефом Мишелем Шёвэ и шеф-кондитером Хидеки Морикава готовили блюда по фирменным рецептам.
HM: В чем разница вкусовых предпочтений французов и россиян?
Н.П.: Вкусы россиян и французов касательно выпечки удивительным образом схожи. Наверное, поэтому здесь я чувствую себя как дома. И французы, и русские очень любят белый пшеничный хлеб, багеты, а также хлеб со злаками и семечками. Даже традиционные французские круассаны больше нигде не пользуются такой популярностью, как в России.
Читать далее в рубрике «Ресторанное дело»
01.10.2012
Власть постоянно предпринимает попытки ограничить рекламу табака и давно обязала рестораторов выделять для курящих людей отдельные зоны. Заметного эффекта это не вызвало, и, наконец, законотворцы решили, что без жестких мер не обойтись. Минздравсоцразвития РФ подготовило проект закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака», который существенно ограничивает курение в общественных местах, в том числе и в ресторанах.
01.09.2012
Западные сети понимают важность своих брендов и необходимость сохранения фирменных особенностей, потому что хорошо зарекомендовавшее себя имя – то, что вызывает доверие клиентов и оставляет позади конкурентов. Сохранить особенности бренда ресторанной сети в России не всегда является простой задачей. О проблеме рассказывает Эдвард Ходорковский, директор по развитию корпорации M+A Global (США), управляющий директор российского и украинского филиалов.
4 тыс