Когда-то самый популярный вид кофе в России — растворимый — уступил лидерство жареному/молотому кофе
Рынок и потребление
Рынок кофе постоянно растет: за последние 13 лет потребление кофе выросло на 85 %; в 2017-м оно составило 163 тонны готовой продукции (жареного, молотого, растворимого кофе и миксов вроде «3 в 1») или более 6 миллионов 60-киллограмовых мешков.
В денежном выражении рынок за последние 17 лет вырос на 480 %. Падение курса доллара скомпенсировалось колоссальным приростом потребления дорогих сортов кофе.
Когда-то самый популярный вид кофе в России — растворимый — уступил лидерство: сейчас 51 % рынка у жареного кофе, а у растворимого 49 % (например, в 2001 году это соотношение выглядело так: 69 % растворимый, 31 % жареный/молотый).
Наблюдаемый в последние годы рост объемов потребления кофе в России идет именно за счет жареного/молотого кофе. В свою очередь росту популярности последнего способствовало увеличение количества кофеен, небольших обжарочных производств по всей стране и активное развитие кофейной культуры среди потребителей.
Импорт
Рост потребления совпал с ростом внутренней кофеперерабатывающей промышленности. Благодаря установленной в середине 2000-х нулевой ставки на ввоз зеленого кофе импорт в 2017 году достиг 3,15 миллионов мешков кофе (189,4 тысяч тонн).
Среди поставщиков зеленого и жареного/молотого кофе на первом месте Вьетнам (30,3 %), на втором Индонезия (21,2 %), на третьем — Бразилия (17,4 %).
Несмотря на рост популярности в России свежеобжаренного кофе, Италия все еще лидирует по поставкам готового, то есть обжаренного на своей территории кофе.
Российская кофеперерабатывающая промышленность обеспечивает:
- производство жареного/молотого кофе на 72 %;
- расфасовку растворимого кофе на 83,3 %;
- переработку кофе полного цикла на 47 %.
Прогнозы
В ближайшие годы рынок продолжит расти.
Ожидается рост объемов внутренней переработки кофе — в течение следующих полутора-двух лет будут наращиваться мощности на уже существующих предприятиях, а также вводиться новые (например, ГК «Орими» построит завод по производству растворимого кофе).
Популярность свежеобжаренного кофе обусловит рост числа небольших обжарочных производств по всей стране. Объемы внутренней переработки жареного/молотого кофе могут достигнуть 90 %.
Популярность растворимого кофе будет снижаться, однако спрос на продукты быстрого приготовления будет расти. Скорее всего, рынок растворимого кофе трансформируется в капсульный. Сегмент капсульного кофе развивается не очень быстро, но новые игроки появляются.
Читайте также:
Рамаз Чантурия о российском рынке чая
Кофе в ресторане: кто виноват и что делать