Главная ценность краудфандинга — это не столько прямые покупки, сколько возможность протестировать свою идею, а также рассказать о ней широкой аудитории
Кафе как направление в краудфандинге
Всего 20 % бизнес-проектов приходится на Москву и Санкт-Петербург, остальные находятся в регионах. Как правило, речь идет о суммах до 350 тысяч рублей. Проекты, которые набрали более миллиона рублей, можно пересчитать по пальцам. К примеру, прошлой осенью успешно завершился сбор средств на открытие в Санкт-Петербурге точки японского стритфуда «Тайяки», где продают одноименный японский десерт в виде вафельных рыбок с различными начинками. Команда проекта собрала 1,3 миллиона рублей, делая акцент на идею продвижения японской культуры.
Однако кафе и рестораны — не самое популярное направление в краудфандинге. Из 83 опубликованных за последние пару лет проектов в сфере питания основная часть посвящена производству продуктов. Как правило, речь идет о фермерстве или микропроизводстве, выросшем из домашнего бизнеса, — пекарни, пасеки, заготовки варенья и приготовления десертов, — где в позиционировании ставка делается на ручную работу, натуральность продуктов и экологичность. Есть и проекты, цель которых — оптовые заказы со стороны HoReCa.
Успешные и неудачные попытки
Один из самых известных успешных проектов — производство крема-меда с ягодами Cocco Bello: основатель Гузель Санжапова уже провела пять успешных краудфандинг-проектов. Производство расположено в деревне Малый Турыш с населением всего 69 человек и поэтому изначально развивалось не только как бизнес, но и как социальный проект — главной задачей было трудоустройство местных жителей.
Есть и неудачные истории, когда у заявителей не получается собрать необходимое количество средств. Одна из распространенных ошибок — заявка на большую сумму без наличия лояльной аудитории. Большинство неудачных проектов фактически завершились на нуле, собрав менее 1 % от заявленной суммы. Важен хороший старт — пользователь охотнее примет участие в проекте, если уже будет собрана часть средств и будут регулярно обновляться новости в первые недели.
Проект производства съедобных ложек
Повар по образованию, я решил заняться производством съедобных ложек, которые можно использовать как альтернативу одноразовой пластиковой посуде, как для десертов, так и для горячих супов.
Съедобные ложки изготавливаются из нескольких ингредиентов: муки, яиц, молока и приправ. Ложкам можно придать различные вкусы, начиная от сладкого, заканчивая горьким или соленым. К примеру, для борща вполне подойдет съедобная ложка с добавлением чеснока.
Для создания тестовой партии в четыре тысячи экземпляров я собрал деньги с помощью краудфандинга и сейчас объявил второй сбор на другой площадке для запуска полноценного производства ложек с различными добавками.
Главная ценность краудфандинга — это не столько прямые покупки, сколько возможность протестировать свою идею, а также рассказать о ней широкой аудитории. Стоимость доставки небольших партий велика, и часть лотов я сейчас продаю по фактической себестоимости (оптовая стоимость ложки — около 20 рублей). Ничего не заработаю, но главный плюс — это предзаказы и заинтересованность со стороны потенциальных региональных дистрибьюторов, которые узнают о проекте.
Я рассчитываю, что продукция будет востребована в заведениях общественного питания, в том числе ориентированных на семейную аудиторию, где съедобная ложка может стать элементом игр с детьми.
Сбор средств: сроки и особенности
В большинстве случаев речь идет об оплачиваемом предзаказе, который может быть отложен в реализации, то есть подразумевает промежуток в несколько месяцев между покупкой и доставкой продукта или исполнением услуги.
Если проект не собрал достаточной суммы, все деньги возвращаются. Все платежи проходят не на реквизиты автора проекта, а на специальный счет краудфандинг-платформы. В этом плане риска со стороны потребителя нет, это не инвестиция. Если проект не взлетел, то и деньги никуда не ушли.
Как правило, авторы проектов формируют несколько лотов с относительно большой стоимостью, которые интересны в первую очередь юрлицам. Например, в случае съедобных ложек — это возможность заказа оптовой партии с нанесением логотипа на упаковку. В случае сбора денег на открытие ресторана-кафе, как правило, есть лоты на организацию банкетных мероприятий.
В 2017 году я запустил первый проект на краудфандинге. Сумма сборов — 136 тысяч рублей. После этого удалось выпустить тестовую партию съедобных ложек в количестве 4 тысяч штук. Благодаря краудфандингу о нас узнали несколько заказчиков, которые стали заказывать продукт оптом.
С финансовой точки зрения первый проект на краудфандинге вышел в ноль. В начале июня этого года стартовал второй сбор средств, уже на другой площадке — для запуска постоянного производства. Сейчас собрано порядка 20 тысяч рублей. Цель — 122 тысяч рублей до конца июля.