Пресс-релизу предрекают смерть не первый год, но этот канал для связи с внешним миром стабильно живуч
Пиар с его возможностями стал куда более стремительным. На таких скоростях становится сложнее действовать по обстоятельствам, не имея на руках четкой стратегии. Каналов с каждым годом все больше, все они сильно различаются и решают разные задачи, и пренебречь хотя бы одним — значит быть отброшенным в сторону мощным течением. Становится очевидным, что партнерство с маркетингом больше невозможно игнорировать.
1. Сторителлинг
Истории успеха компании и личный бренд уверенно выходят на первый план. За последний год даже те, кто был настроен скептически в отношении личного бренда, поняли важность инвестирования в него своих сил и перестали воспринимать его как нежелательную статью расходов — потому что никто так не расскажет о компании, как собственник или топ-менеджер.
Но теперь личный бренд выходит за рамки владельца и распространяется и на линейных управленцев. Благодаря тому, что сразу несколько ключевых персон будут общаться от лица вашей компании, можно увеличить охват и донести информацию до разной аудитории — потому что у эйчар-директора она будет одна, у маркетолога другая, у директора по развитию третья и так далее. И чем больше таких личных брендов будет зашито в пиар-кампанию, тем больше будет возможностей и каналов распространять разного рода контент.
Ведь личный бренд — это возможность создания и построения более лояльной аудитории для своей компании, а когда аудитория вам доверяет, она готова простить промахи и недочеты, а иногда даже серьезные ошибки. Потому что вы живой человек, а люди порой могут оступаться.

2. Контент-маркетинг
Уже невозможно игнорировать управление собственным цифровым окружением. Контент приобретает ключевое значение, и в нем становится критически важен язык подачи. На смену однотипным текстам и темам приходят живые и яркие материалы, и аудитория выбирает именно такие блоги и каналы.
Качественная картинка стала значить еще больше; во многом это случилось благодаря технологическому развитию и появлению большого количества специализированных программ для обработки изображений и их доступностью.
Продолжаются изменения, обусловленные интересом компаний и брендов к молодой аудитории, которая по-прежнему самая желанная для них. Например, прошлый год показал, что стоит избегать слишком сильной эксплуатации наследия компании — так как «игреки» и «зеты» решат, что лучшие дни у компании уже позади, раз она так активно говорит о своем прошлом, вместо того чтобы гордиться будущим. А прошлое, даже если оно действительный и серьезный повод для гордости, не так сильно интересует молодежь, как их предков. Поэтому нужно искать современные подходы к молодым покупателям и больше говорить о планах и перспективах. Конечно, иногда полезно делать отсылки к наследию и гордиться им, но делать из этого культ уже не стоит.
В последний год выстрелил и динамичный контент, а именно ютуб-блоги и подкасты. Каналы растут с немыслимой скоростью, но наибольшую популярность все равно собирают те, что отвечают трем запросам аудитории: вдохновение, обучение и ликбез. Для бизнес-сектора это форматы интервью с основателями и истории успеха.
3. Нетворкинг
Появляется все больше закрытых клубов, комьюнити, объединенных самыми различными принципами и интересами. Количество закрытых чатов в «Вотсапе» и «Телеграме» с собственной аудиторией, сегментированной по разным тематикам, увеличивается ежечасно.
Все они удовлетворяют, на самом деле, важный для современной аудитории запрос: ощущение доступа к закрытой, эксклюзивной информации и близость к избранной группе людей.

Классика пиара
Если говорить про классические инструменты, то все более-менее ровно. Классическому инструменту — пресс-релизу — предрекают смерть не первый год, но этот канал для связи с внешним миром стабильно живуч. Возможно, меняется тактика в подаче информации и формат коммуникации с журналистами, но качественные новости со временем не стали менее востребованными. Осознанность — вот слово года, которое можно отнести и к пресс-релизу.
Уже давно предрекают скорую кончину и традиционным СМИ, особенно печатным изданиям, но они не умирают — и вряд ли это произойдет. Как может исчезнуть то, что решает очень и очень большие и серьезные задачи бизнеса?
Все сделки M&A, продажи бизнеса, колебания стоимости активов компаний происходят на страницах традиционных медиа — потому что это единственный канал с ресурсами и потенциалом реализовать такое. Ни одна социальная сеть не способна на это, даже если за каналом стоит, скажем, не один человек, а десять — потому что соцсеть никогда не получит того кредита доверия, каким обладают серьезные деловые издания. А с учетом того, что микро- и малый бизнес только набирают силу, СМИ «старого образца» для них — практически единственная возможность вступить в диалог с крупными инвесторами и государством, рассказать о себе и своем деле, обратить внимание на проблемы отрасли.
Тенденция на излете
Тренд на всевозможные коллаборации и прочие виды сотрудничества с авторитетными игроками рынка, который пережил свою кульминацию в 2018-м, скорее всего, сбавит темпы.
В прошлом году сотрудничали все и со всеми — в культуре, образовании, моде, искусстве, технике. Думаю, что бизнес-симбиоз будет существовать и в дальнейшем, но в 2019 году останутся только те формы совместной жизни, в основе которых лежит взаимная любовь брендов друг к другу — и их безупречная совместимость.
