Реализация проектов такого формата требует особого подхода: необходимы не только торговые и кулинарные ряды, но и места производства и продажи готовой кулинарии, продукции пекарни и кондитерской. Важно, чтобы приготовление было на виду у покупателей
Чем сложен проект фермерского магазина с предприятиями общественного питания?
Сложность проекта только в одном — в диалоге с заказчиком не ошибиться с концепцией, ведь на начальном этапе нужно учесть достаточно много факторов: опыт и возможности работы в определенном формате, наличие или отсутствие третьих партнеров — арендаторов.
Недавно вы оснастили подмосковный фермерский магазин «Базарбай». Как долго работали над проектом?
Проектные работы заняли несколько месяцев. Причем ключевые решения были приняты достаточно быстро, много времени потребовалось на окончательное утверждение и проработку деталей.
Самым трудоемким был этап проработки зоны кафе-кулинарии, выбор его места и формата, так как при создании рынка заказчик опирался не только на свое видение проекта, но и на пожелания потенциальных арендаторов. Эти представления не всегда совпадают. Итоговое решение приняли в двадцать пятой редакции.
Как создавали план расстановки технологического оборудования и что рекомендовали владельцам проекта?
Мы опирались на опыт создания подобных проектов в Подмосковье, Адлере, Казани и Калуге, все решения были проверены.
Предварительно совместно посетили один из удачно реализованных проектов — торговый центр «Фермер» в Жуковском, где сочетаются классические торговые ряды с зоной кулинарии и кафе. Формат принципиально отличается от рынков нового поколения, которые формируются в Москве: здесь существенную часть занимает все-таки рынок, а не фуд-корт. Однако кулинария и кафе, занимая малую долю по площади, притягивают покупателей для всего комплекса.
Каковы среднерыночные затраты на оснащение подобного объекта? Были ли вы ограничены определенным бюджетом?
Как правило, бюджет на начальном этапе для нас не известен. Иногда у потенциального партнера просто нет понимания размера вложений, так как направление является для него новым.
Размер вложений определяется после обсуждений. Назвать сумму сложно, однозначный ответ может ввести в заблуждение. Рынок площадью 2 000 кв. м может быть выполнен в разных концепциях, наполнении, технических решениях. Затраты разные — от 20 до 40 миллионов рублей.
Как вы решали вопросы отопления и вентиляции, водоснабжения и канализации, электрики? Что предприняли, чтобы эти системы были грамотно созданы?
Мы разрабатываем раздел «Технология», который включает в себя планы функционального зонирования и расстановки оборудования, спецификацию, пояснительную записку.
При разработке рабочей документации добавляем материалы с указанными точками подключения воды, канализации, электрики, вентиляционных зонтов. Отдельный раздел посвящаем холодоснабжению.
Какое оборудование для фермерского магазина основное?
Это холодильные витрины. Сегодня представлено большое количество разных видов витрин, к выбору которых нужно относиться серьезно. Производители предлагают витрины как с выносной системой охлаждения, так и со встроенной; с динамическим и со статическим охлаждением; разные по уровню и глубине выкладки; с прямыми стеклами и с гнутыми и так далее.
Нужно понимать, как будет работать рынок, как будут организованы процессы. Все обсуждается на начальном этапе, чтобы в итоге получить тот набор оборудования, который будет соответствовать поставленным задачам.
Каким нестандартным торговым оборудованием оснастили магазин?
Мы разработали эскизы и конструктив нестандартного оборудования, в сжатые сроки произвели и установили павильонные зоны по всему периметру рынка для продажи разного товара: специальные витрины для сухофруктов, чая, кофе, бакалеи, меда и овощные развалы.
Решения получились интересными. Кстати, проработка этого фронта вопросов также потребовала достаточно много временных ресурсов.
Как организовано общественное питание?
В центре торгового пространства работает гриль-пекарня. Открытый огонь, печь для пиццы, тандыр, кофемашина — все производство на виду у покупателей. Рядом установлены столики.
Есть ли в магазине фермерских товаров еще какие-то точки общественного питания?
Еще нет. Проект развивается. Запустили винный магазин, планируется открыть отдел разливного пива и расширить ассортимент готовой кулинарии.
Что вы рекомендуете предпринимателю, который хочет открыть магазин фермерских товаров?
Красивая эскизная картинка может ввести в заблуждение. На начальном этапе формирования проекта необходимо привлекать специалистов, опыт которых основан и на удачно реализованных проектах, и на чужих ошибках.
Партнерский проект с компанией «Торговый Дизайн»