Сеть ресторанов Сергея Миронова Meat&Fish и организаторы выставки «Титаник. Как это было. Погружение в историю» компании С.А.Т. и SAV Entertainment предлагают посетителям отведать блюда, которые подавали на лайнере.
20 марта 2014
Под какую музыку мы едим?
Анна Первова
редактор HM
редактор HM
Может ли правильно подобранная фоновая музыка повлиять на настроение клиента ресторана и на время его пребывания в нем? Кирилл Кирин, генеральный директор компании Market Music, рассказал HM об аудиомаркетинге и его возможностях.
Давно ли появился аудиомаркетинг?
В странах СНГ это достаточно новое направление, я бы даже сказал, неизведанное, в то время как в мире аудиомаркетинг имеет уже 15-летнюю историю. Можно, конечно, сказать, что ему уже сто лет, поскольку со звуком работали и в начале века ‒ компания Muzak поставляла радио на заводы Ford для повышения эффективности труда рабочих, но это будет немного притянуто за уши. Применять музыку непосредственно для работы в бизнесе начали в Америке в начале девяностых, потом подтянулась Европа, а теперь и мы потихонечку подтягиваемся.
Что музыка может сделать для ресторана?
Правильная музыка может помочь заработать деньги, неправильная – выгнать клиентов. В ресторанах особенно важно качество звука и его громкость, расположение колонок, поэтому ни в коем случае нельзя скупиться на аудиосистему: люди находятся в помещении достаточно долго и успевают это оценить. От низкого качества звука, например, преобладания высоких частот, у посетителя может заболеть голова и он просто уйдет. Такое же действие может оказать и слишком громкая музыка.
Естественно, для всех важно, чтобы сама музыка была хорошей. Если за ужином вы будете вынуждены слушать хиты Klubbheads, вряд ли решите задержаться в этом заведении, чтобы выпить кофе с тортиком. Есть рестораны, которые должны подчеркивать музыкой свою атмосферу, например, итальянские или французские ‒ для полного погружения в культуру страны. В случае массового общепита и обычных кафе нужно подбирать музыку, ориентируясь на аудиторию: молодежь ли это или более взрослая публика.
А «зазывающая» музыка, которая слышна за пределами здания, позволяет на 30‒50 метров увеличить охват заведением ближайшей территории и привлечь дополнительный трафик (например, увеличить количество случайных гостей, которые просто проходили мимо и зашли в ресторан, с 1‒2 % до 3‒4 %).
Доказана ли эффективность аудиомаркетинга?
Да, в Америке с конца 90-х проводилось много исследований, включающих использование МРТ для оценки влияния музыки. В качестве примера можно привести исследование, выявившее, что природа восприятия клиентами ресторана непосредственно связана с их восприятием музыки различных стилей и темпов. Например, чем более «бодрящей» была музыка, тем более «бодрящим» воспринималось данное заведение (A. Норс, Д. Харгривс и Д. МкКендрик, 1998).
Как правильно подобрать музыку?
Основная задача аудиомаркетинга ‒ создать для посетителя комфортную атмосферу, в которой хочется находиться подольше. Универсальное решение для ресторана – это лаунж, как бы его многие не ругали. В принципе, это направление и появилось как фоновая музыка для бизнеса, ровная и мягкая, без акцентов на какие-то партии. Сейчас в ресторанах даже модно ставить известные песни в лаунж-стиле, причем такие каверы делают даже на Nirvana и RHCP.
Однозначно неправильный выбор – русская музыка. Когда человек слышит знакомые слова, он начинает задумываться, и это отвлекает его от цели посещения – от еды, вкусовых ощущений и общения. К тому же отечественная музыка придает ресторанам некую дешевизну, районность. В заведениях высокого уровня также не стоит ставить MTV, попcу, рок и т. п. Музыка должна соответствовать атмосфере.
Очень важен темп музыки и ее громкость. В ресторане, позиционирующем себя как тихое, спокойное место, где можно выпить хорошего вина и интеллигентно пообщаться, музыка не должна быть быстрой и ни в коем случае не должна вызывать желания танцевать. Соответственно, в пабе с выпивкой и танцами уровень звука должен быть выше, а музыка должна быть неизменно быстрой и мажорной.
Однозначно неправильный выбор – русская музыка. Когда человек слышит знакомые слова, он начинает задумываться, и это отвлекает его от цели посещения – от еды, вкусовых ощущений и общения
Почему знакомая музыка побуждает уйти?
Дело в том, как посетитель реагирует на музыкальный контент, как он считает временные интервалы. Когда играет известный трек, человек слышит только его начало и конец, а середина как бы выпадает. За счет этого растет мнимое время пребывания, гостю кажется, что он здесь уже долго, засиделся и пора уходить. Это факт, подтвержденный исследованиями. И наоборот – слыша незнакомую музыку, мнимое время пребывания сокращается на 30 %.
Именно поэтому известную музыку ставят в фастфудах, чтобы люди быстро ели и сменялись новыми, а неизвестную – в ресторанах, где человека надо расположить к себе и задержать.
Что еще важно?
Треки должны быть грамотно скомпилированы: каждая последующая композиция должна плавно вытекать из предыдущий, они должны сочетаться стилистически, логически, тоново. Даже в клубах после хауса не может вдруг заиграть рок-н-ролл, что уж говорить о ресторанах?
Музыка должна подбираться профессионалами. Для этого, по сути дела, и существуют диджеи, так называемые санитары музыкального леса. Каждый день выходит миллион треков, их необходимо прослушать и отсортировать, ведь использовать можно только около 1 % от услышанного.
Вставка рекламных роликов, популярная в ритейле, нежелательна в ресторанах. Все зависит от службы маркетинга заведения, но многие борются за комфорт клиента и рекламу не включают, чтобы не засорять эфир. На сегодняшний день рекламу у себя (акции, специальные предложения) использует только «Кофе Хауз», насколько мне известно.
Какое оборудование вы предоставляете?
Программное обеспечение собственной разработки (у основных наших конкурентов оно купленное – немецкое или американское) ‒ это мини-компьютер, который подключается к любой звуковой системе и управляется через интернет. Имея свое ПО и доступ к коду, мы можем реализовывать совершенно разные проекты, подстраиваться под любую ресторанную или розничную сеть. Установка оборудования занимает 1 день.
Главное преимущество своего софта ‒ полный контроль. С одного компьютера, сидя в Майами, можете управлять всей сетью ваших кафе, ставить ту или иную музыку, настраивать рекламу и аудиоролики. Можно полностью автоматизировать весь процесс и сделать так, чтобы одна музыка играла утром, другая – вечером, при этом программа не допускает повторений. К тому же в случае жалобы на музыкальный трек всегда можно отследить, какая музыка играла в конкретный момент.
Как происходит наполнение каталогов?
Мы работаем по агентскому договору как с отечественными РАО (Российское авторское общество) и ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности), так и с иностранными лейблами. От последних мы поставляем контент напрямую, что позволяет существенно сэкономить роялти за использование музыки в бизнес-целях.
Мировые новинки мы отслеживаем сами в интернет-магазинах и специальных библиотеках, а музыку, присылаемую нам лейблами сортируем – этим занимаются арт-директор и диджей. Иногда под сложный проект, когда надо углубиться в какое-то конкретное направление, мы привлекаем сторонних диджеев, потому что каждый диджей, как правило, специализируется на определенном стиле музыки.
Мы получаем исключительные права на использование музыки, а нашим клиентам предоставляем неисключительные.
Вы всегда работаете с уже существующими мелодиями?
Да, мы ничего не пишем ‒ это, я считаю, страшное дело. Есть компании, которые нанимают композиторов, которые за три дня штампуют 100 похожих друг на друга треков, которые невозможно слушать, и продают их задешево в крупные сети, попутно экономя на авторских правах.
К счастью, рынок меняется, и к нам приходит много клиентов, которые успели поработать с этой музыкой и отказаться от нее.
Какие рестораны и кафе пользуются вашими услугами?
Знаковым клиентом для нас является «Макдоналдс»: мы реализуем комплексное решение для всей сети в Беларуси. Мы предпочитаем работать с сетями, ведь гораздо выгоднее поставить триста плееров, а не один. Но сотрудничаем и с единичными заведениями, например, создаем комфортную музыкальную атмосферу в кафе московских кинотеатров «5 звезд».
Какова стоимость ваших услуг?
Примерно от 100 000 до 10 млн рублей в год. Основной критерий стоимости – количество точек, география (в маленьких городах понижающие коэффициенты на лицензионные права), площадь и количество посадочных мест в заведении.
Например, для одной точки – ресторана на 50 посадочных мест – минимальный контракт на год обойдется в 100 тыс. руб. (только софт, музыка и лицензионные права на нее), а полный пакет услуг, также включающий музыкальную подборку с учетом целевого сегмента и времени суток, лицензирования, ПО с полным обслуживанием обойдется в 500-600 тысяч.
Какие санкции могут последовать за использование нелицензионной музыки?
Все должны понимать: используя музыку в коммерческих целях, нужно за нее платить. И если ты не получаешь эту музыку от правообладателя, то должен заплатить организации, контролирующей публичное использование (в России это РАО и ВОИС). В противном случае, рано ли поздно в ресторан нагрянет контролирующая организация (как правило, это представители ВОИС) и зафиксирует факт нарушения. Штраф может быть довольно внушительным ‒ и 500 тыс., и 5 млн рублей.
Не платят в основном регионы, в них РАО и ВОИС имеют слабый контроль. Но думаю, это всего лишь вопрос времени.
Где вы планируете развиваться?
В России я вижу большие перспективы для развития. Конечно, ведущие сетевые клиенты сконцентрированы в Москве и городах-миллионниках. Помимо России и СНГ мы также начинаем работать с Прибалтикой, но основной акцент – все-таки на российском рынке.
Читать далее в рубрике «Ресторанное дело»
17.03.2014
Главные гастрономические места располагаются в основном в центре столицы, завоевывая за счет этого дополнительную популярность и постоянный поток посетителей. Однако и за МКАДом есть не только жизнь, но и высокая кухня и ее ценители: в Подмосковье и Новой Москве помимо многоквартирных домов, крупных торговых центров и промышленных объектов появляются и достойные рестораны.
14.03.2014
HM
12 марта в ресторане White Rabbit состоялся финал конкурса «Серебряный треугольник», в котором за звание лучшего молодого повара боролись шеф-повара московских ресторанов Михаил Дунаев (ресторан GrandCru), Александр Соляников (ресторан «Моя Кадриль») и Сергей Березуцкий (ресторанная группа White Rabbit Family). Финалисты тщательно готовились к этому дню, собирая воедино теоретические знания и практические наработки.
14.03.2014
Круглосуточные дайнеры Long Island Diner & Bar – новый проект компании UnitedBars. Первый ресторан под этим брендом открылся 6 марта в Петербурге, на набережной канала Грибоедова, второй – 14 марта в Москве. Накануне официального открытия на Большой Никитской побывали журналисты HoReCa-magazine.