Эксперты отмечают, что таких массовых закрытий точек общепита и ресторанов Украина не помнит с 2008‒2009 года, когда в год закрывалось по 100 заведений. Основные причины ухода — банкротство из-за падения спроса и рост курса доллара.
«На начало года в Киеве было 1600 заведений. За три месяца уже закрылось 40. В их числе — отдельные точки сетей «Швидко», Solo Pizza, «Челентано», Buddha-bar, вся сеть «Дабл Кофе». К концу года есть предпосылки для закрытия еще 200 заведений», — говорит генеральный директор КА «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова.
VIP-клиенты сбежали из страны
Падение спроса действительно достигло катастрофического уровня: число клиентов ресторанов и кафе, по данным «Ресторанного консалтинга», уменьшилось в два раза по сравнению с мартом прошлого года. Причем сокращение произошло во всех сегментах посетителей.
«Часть постоянной VIP-аудитории выехала за рубеж с семьями. Это и высокопоставленные чиновники, и бизнесмены. Из-за «утечки» клиентуры особенно пострадал элитный сегмент», — отмечают эксперты
«Перестали заказывать банкеты, а дни рождения и юбилеи больше не отмечают. Если раньше заказывали шампанское, дорогое спиртное, то теперь просто едят и пьют чай. Средний чек уменьшился в 2‒2,5 раза», — жалуется владелец ресторана авторской кухни Sauvage Владимир Ядловский.
Доллар взвинтил аренду залов
Не менее сокрушительный удар по отрасли нанес растущий курс доллара, который взвинтил цены на аренду помещений и продукты. Аналитики заверяют, что проблема с арендой ‒ явление повсеместное. «Большинство рестораторов заключают договоры об аренде в долларах или евро. Соответственно, аренда растет день за днем. С другой стороны, импортные продукты тоже покупают за валюту — себестоимость блюд дорожает прямо пропорционально скачкам курса», — объясняет Насонова.
В то же время поднять цены в меню рестораторы не имеют возможности. «Себестоимость растет на 20 %, но эти расходы берем на себя. Мы уже не можем себе позволить делать скидки и спецпредложения, чтобы привлечь клиентов. Если еще и поднимем цены, то вообще никто не пойдет», — говорит Владимир Ядловский.
Не хотят питаться в центре
Как оказалось, киевляне и гости города больше не хотят посещать заведения общепита в центре столицы, предпочитая спальные районы и кафе в торговых центрах.
По мнению эксперта, тенденция рынка может даже переродиться в новое направление ресторанного бизнеса: будут популярны локальные, почти семейные рестораны одной улицы, главным преимуществом которых станут приемлемые цены, местный колорит, близость к дому (не надо тратиться на проезд, бензин) и уникальность.
Март подвел
Как правило, март — это начало нового сезона в ресторанном бизнесе, но в этом году он разочаровал бизнесменов: ожидаемого мартовского роста не было.
Чтобы как-то сохранить бизнес на плаву, рестораторам пришлось идти на сокращения штата и изменение режима работы. «Рестораны сокращают работников на 50 %. И небольшие заведения, где вместо четырех работников теперь посетителей обслуживают два, и известные рестораны. А те, кто работал до последнего клиента, закрываются в 20:00», — говорит Насонова.
В регионах пока все в порядке
До регионов волна изменений на рынке пока не дошла. «В регионах все спокойно. Во-первых, они всегда подхватывают тенденцию позже на полгода‒год. Во-вторых, там нет перенасыщения рынка, нет жесткой конкуренции и высоких ставок аренды. И возникший кризис просто нормализует ситуацию спрос‒предложение», — отмечают аналитики «Ресторанного консалтинга».