Денис Крупеня начал кулинарную карьеру в 1998 году пекарем на хлебобулочном комбинате. Затем работал в многочисленных ресторанах поваром, су-шефом и шеф-поваром.
9 февраля 2015
Дело мастера боится
Анна Первова
редактор HM
редактор HM
Новой русской кухне уделяется все больше внимания: разрабатываются оригинальные рецепты, идет поиск подходящих локальных продуктов, подписан даже соответствующий меморандум. С шеф-поваром и совладельцем ресторана Wicked Константином Ивлевым, положившим начало тренду, мы обсудили его перспективность.
«Я немного боюсь за новую русскую кухню: есть ребята, которые не понимают, что творят»
Тема новой русской кухни удерживает популярность уже несколько лет. Долго ли может просуществовать этот тренд?
Основные принципы новой русской кухни я сформулировал в 2007 году, и они актуальны до сих пор, добавить мне нечего. Первый ‒ использование локальных продуктов, не обязательно стопроцентное (я, например, люблю итальянское оливковое масло и не считаю, что должен от него отказываться), но основа блюда, главный ингредиент должен быть отечественным; важно работать с забытыми при появлении сибаса, хамона и моцареллы продуктами. Второй ‒ использование современных технологий – молекулярных, низкотемпературных и других способов обработки. И третий ‒ качественная презентация, в которой можно использовать не только дерево и пергамент, как многие ошибочно думают, но и классический фарфор, стекло и прочее.
Я немного боюсь за новую русскую кухню: есть ребята, которые не понимают, что творят. Мне, к примеру, звонит повар: «Шеф, я придумал новый суп-капучино ‒ борщ»; я ему посоветовал не позориться и больше никому это не рассказывать. Есть вещи, которые вообще не надо переделывать – борщ, бефстроганов, мы их воспринимаем такими, какие они есть. А вот с тем же оливье я видел и делал сам множество интерпретаций – с ним можно играть, это пластилин.
Беда еще в том, что многие ребята используют псевдоотечественные продукты, многие из которых уже не выращиваются в России ‒ козлобородник, фазаны, голуби и т. д. Сейчас я угораю над так называемым крымским трюфелем: спроси любого шефа – никто на него не охотился и сам не выкапывал; выглядит он, как классический итальянский, но при этом все верят, что он существует.
В этом блюде все продукты отечественные, кроме редиса – он из Турции
Еще один повод для печали ‒ ценообразование. Если мы начнем говорить об икре, крабах и тому подобном, то поймем, что это продукты не для всех: килограмм замороженных белых грибов стоит пятьсот рублей, обработанных – уже тысячу; омуль раньше стоил триста рублей, сейчас семьсот. Поэтому я думаю, что национальной едой это все равно не станет, будет по-прежнему в категории гурмэ. А для народа останутся пельмени, блины, оливье.
Как вы относитесь к меморандуму о новой русской кухне, подписанному на выставке «ПИР»?
Я о нем слышал, но не читал, и в «ПИРе» больше не участвую, это какой-то развод народа. Но я в курсе, что подписан он был еще в сентябре, а с тех пор ничего не произошло: не открылось никаких курсов, института, не заложен памятник огурцу, в конце концов.
Я знаю, что меморандум в числе прочих подписали люди, которые относят себя к новой русской кухне по каким-то непонятным мне принципам; я их называю нафталинщиками – они не придумывают новые вкусы, а занимаются старперством. Зачем? Похлебкин уже все рассказал о русской кухне! При всем моем уважении к Сырникову, который отлично прорабатывает старинные рецепты, новая русская кухня – это что-то современное, модное, так почему бы не отдать это молодым ребятам, которые готовы этим жить?
К тому же я не понимаю, какие могут быть у новой русской кухни ценности ‒ они ведь только зарождаются. Вся русская кухня была до революции, после этого начался нэп, потом война, потом разруха и только в 1953 году появился общепит и книга о вкусной и здоровой пище. Все это перемешалось с русской кухней и в 2002 году с легкой руки Аркадия Новикова стало называться московской кухней. В 2007-м я начал делать новую русскую кухню в ресторане GQ bar. Вот и все!
Несмотря на популяризацию новой русской кухни, люди продолжают есть роллы и пиццу. Почему?
Не стоит забывать, что новая русская кухня – не на каждый день, ей не наешься. Удовольствие от экспериментов не гарантировано, повар часто выплясывает вокруг блюда, забывая о нем самом.
Мы все любим иномарки, и никто не хочет ездить на отечественных машинах, хотя у них тоже четыре колеса и один руль. Но мы хотим «мерседес», потому что это престижно. С едой то же самое ‒ русские хотят «мерседес» по цене «жигулей» . Удивительно: мы хотим видеть себя европейцами, готовы за границей ходить в мишленовские рестораны, но при этом мало кто, приходя в тот или иной наш общепит, готов играть в эту Европу ‒ в России многие люди все равно относятся к еде как к топливу, чтобы было подешевле и побыстрее.
Какие национальные кухни могут стать успешными на нашем ресторанном рынке?
Я считаю, что многие кухни у нас не завоеваны. В Лондоне и Нью-Йорке классикой жанра считаются паназиатская, индийская, мексиканская кухни, там это просто бомба. Паназия у нас никак не раскрыта с точки зрения ее общего понимания, а ведь это очень вкусная еда (при этом недорогая) и для разнообразия она должна быть. А у нас всего пять ресторанов, может быть, которые занимаются паназиатской кухней. Это направление достойно развития.
Какие тенденции на сегодняшний день прослеживаются в продвижении ресторанов?
Рестораны давно превратились в театры – обязательно нужны премьеры, чтобы тебя заметили, чтобы пришли люди пришли. Где-то отличаются интерьером, где-то – медийными лицами, где-то – музыкой.
Мой Wicked – это не классическое заведение, он открывался с совершенно определенной бизнес-идеей ‒ ресторан с продолжением. С одной стороны, здесь фигурирую я – как шеф и учредитель, с другой – людям не нужно ехать куда-то на пре-пати, чтобы поесть перед вечеринкой: у нас можно в девять поужинать, а в одиннадцать уже смотреть развлекательную программу. Нет нужды в лишних перемещениях: и выпить, и закусить, и развлечься можно в одном месте. Четверг, пятница, суббота – клубные дни, это мировая тенденция.
Это не портит репутацию ресторана – люди одновременно едят и смотрят шоу еще со времен ресторанов Moulin Rouge и Grand Opera. Тут важно позиционирование: если речь о респектабельном месте, то пляски на сцене неуместны, а если о ресторане с продолжением ‒ все логично. Можно поднять настроение людям едой, а можно какими-то развлечениями. В ресторанах давно уже висят телевизоры, и никого это не шокирует, это норма. Помню, все говорили, что этой дурной тон, но если человек этого хочет, если ему так комфортно и он готов за это платить – не вижу причин препятствовать. Поэтому я считаю, что стендап в субботу – это хорошо: я делаю людям приятное, то, что они хотят.
Расскажите о вашей кулинарной школе Ask The Chef. На кого она рассчитана?
Интересная вещь: москвичи дома практически не готовят, при этом кулинарных школ у нас много. Особенность русского человека в том, что когда он все-таки захочет встать за плиту, то должен быть во всеоружии: ему нужны самые офигенные гаджеты, самые офигенные книги рецептов, самые офигенные ножи и техника. И немногие ‒ как правило, женщины ‒ именно увлечены кулинарией, готовы к экспериментам. Это логично, потому что женщина изначально занимается домом, хочет быть интересной для себя, для своих детей, подруг и, конечно, для своего мужчины. 70 % наших клиентов – как раз такие женщины.
Другие 30 % ‒ это повара, которые хотят научиться чему-то новому, даже просто иначе взглянуть на привычные вещи. Они видят тенденции, им интересно, что мы делаем. Человек может быть и без опыта, но я увижу в нем искру, то буду с ним работать, вести его, пока что-то не получится. У меня учатся и известные московские шефы, но договор с работодателем не позволяет назвать их имена. Жду, когда они меня все-таки опередят – это будет высшей похвалой.
Обучение длится от одного дня до трех месяцев. На разовом занятии прорабатывается 3‒5 тематических рецептов; если шеф приезжает на длительную практику, то готовит со мной в ресторане, я раскрываю ему те или иные секреты. Большая проблема заключается в том, что работодатели не хотят отпускать своих шефов больше чем на две недели, а ведь в Европе повара постоянно путешествуют и учатся, повышают квалификацию.
Трехмесячное обучение строится так: 70 % времени отрабатываем технику и рецептуры, 20 % занимают поездки на рынки и изучение продуктов, и в оставшиеся 10 % рассказываем о поставщиках, посуде, инвентаре, учим, как выбрать правильные ножи и сковородки. Последнее тоже важно: в девяностых, например, все считали, что Villeroy & Boch – это круто, и закупались им под завязку, а тарелки просто сыпались в посудомоечных машинах, невероятные деньги уходили впустую.
У нас с Юрой Рожковым есть мечта, которую, может быть, года через три реализуем, – сделать большой институт. Ведь беда индустрии в том, что институтов нет, только колледжи, где до сих пор по старинке учат варить щи-борщи. Только, кажется, царицынский колледж делает что-то более-менее современное. Я не понимаю, почему учебные заведения не приглашают статных, интересных, модных шефов.
В кулинарной школе Константина Ивлева и Юрия Рожкова направление новой русской кухни тоже присутствует
Как вы относитесь к кулинарным телешоу?
Меня приглашали на «Адскую кухню», но я отказался. Там может сниматься только Гордон Рамзи – его энергетику чувствуешь через экран. Хотя меня с точки зрения темперамента, энергии и жесткости и называют русским Рамзи, все же это не мой проект, а его.
Если говорить о «МастерШефе», то ребята, которые его делают, видимо, недоучились – энергетики нет. Первый сезон еще туда-сюда, второй – никакой. Я был в жюри полуфинала первого сезона, и спрашивал каждого участника, кто его кумир. Все называли Блюменталя, и мне было непонятно – зачем они пришли на это шоу, если сходят с ума по одному из идеологов молекулярной кухни?
Вообще все кулинарные шоу, которые у нас идут, – это немножко грустно. Я не говорю, что моя программа («Спросите повара», ‒ прим. ред.) гениальна, нет, это попса. Проработав на телевидении восемь лет, я могу сказать, что наши люди пока не готовы к высококачественным шоу. Когда мы предлагаем сделать что-то крутое, нам говорят, что это пойдет только в Москве ‒ человеку из Брянска негде даже нужные продукты достать.
Вы уже давно в ресторанном бизнесе. Что изменилось к лучшему?
По крайнем мере, мы начали заниматься именно кулинарией. Самое главное, что профессия стала востребованной, есть хорошие шефы, то, что мы делаем, интересно людям. По уровню дизайна мы однозначно обогнали Европу – взять хотя бы «Никуда не едем» и «Фаренгейт».
Можете сделать гастрономический прогноз на 2015-й?
Новая русская кухня продолжит развиваться; Италия сохранит свои уверенные позиции. Думаю, что паназия все-таки взбудоражится, потому что не может в таком большом городе быть так мало хороших паназиатских ресторанов. Вряд ли появятся новые громкие имена шефов, скорее ‒ мощных рестораторов. Повара будут брать на себя больше ответственности, поймут, что ресторан не может не быть коммерческим.
Уверен, что Дима Шуршаков, Дима Зотов сделают что-то новое, братья Березуцкие наконец войдут в какой-нибудь топовый рейтинг. Очень желаю удачи Антону Ковалькову.
Все идет своим чередом, просто нас иногда заносит. В Европе и Америке все передается из поколения в поколения, а мы еще молоды, стали делать историю совсем недавно и еще не все разложили по полкам. Сейчас неклассическое меню отвоевывает свое место в ресторанах, но нужно время. Может быть, наши дети лет через пять смогут сделать что-то интересное; моему сыну четырнадцать и я его уже готовлю для этого.
Я иногда спрашиваю иностранцев, живущих в России, почему они это сделали, и ответ примерно такой: «На родине я все знаю: где буду жить, где обедать, в какую церковь ходить, а здесь у вас не поймешь, что завтра будет ‒ и это интересно». И думаешь – в какой карусели мы живем!
Читать далее в рубрике «Ресторанное дело»
05.02.2015
SuperChefs
Простая, вкусная и быстрая в приготовлении пицца. Автор рецепта – Франческо Воче.
05.02.2015
Гамбургеры все еще остаются едой № 1 в американском общепите, но популярность пиццы гораздо выше. Продажи пиццерий немного выросли за прошлый год, хотя экономика скользила вниз. Однако ведущие исследовательские фирмы напоминают, что в 2015-м нас все еще ждут проблемы.
04.02.2015
SuperChefs
Очень простой, но изысканный завтрак авторства «мишленовского» шеф-повара Луки Маркини.