«Франшиза – это товар, и покупатели должны видеть разницу между плохими и хорошими образцами»
Екатерина Сойак, член совета директоров Российской ассоциации франчайзинга и генеральный директор компании EMTG, рассказала о рейтинге франшиз Golden Brand, учрежденным ее компанией. Он вырос из премии Golden Brand, основанной в 2004 году для демонстрации общественности лучших франчайзеров, а обусловлено его появление негативной тенденцией последних пяти лет ‒ возросшим количество слабых франшиз, не годящихся для работы с ними.
Рейтинг же, по словам Екатерины, будет помогать предпринимателям ориентироваться на рынке франчайзинга и понимать, какие компании действительно стабильны, а их франшизы – надежны и подходят для начала бизнеса даже в неблагоприятной экономической ситуации.
Создатели рейтинга (он насчитывает более 40 критериев оценки) опирались на опыт американских коллег из журнала Entrepreneur: их рейтинг франшиз, насчитывающий около 500 пунктов, является успешным бизнес-ориентиром уже 15 лет. За методологию оценки финансовых показателей участников ответственна компания «Мунерман и партнеры»; непосредственной работой занимались специалисты в области анализа и оценки.

Илья Мунерман, генеральный директор «Мунерман и партнеры», рассказал, что для составления рейтинга, отражающего реальную предпринимательскую активность (а только в этом случае он будет эффективным инструментом), необходима максимально подробная финансовая информация о франчайзерах, которой многие компании просто не хотят делиться. Он также обозначил данные, на которых базируется современный финансовый анализ, – это платежная дисциплина (своевременные расчеты и пр.), юридический статус (судебные решения, уголовные дела), данные о персонале (все вакансии в динамике), веб-трафик, отзывы, сертификация и финансы (в том числе важно наличие/отсутствие отчетности МСФО); рейтинг Golden Brand – не исключение.
По мнению Юрия Михайличенко, генерального директора Российской асссоциации франчайзинга, профессиональный рейтинг франшиз – важный общественный проект, без которого невозможно полноценное развитие этого сегмента бизнеса. «Госрегулированием рынка франчайзинга в России никто не занимается, поэтому рейтинг возьмет эту функцию на себя, ‒ добавляет Юрий. – Франшиза – это товар, и покупатели должны видеть разницу между плохими и хорошими образцами».
Эрнесто Гонсалес, старший вице-президент по развитию «Росинтер Ресторантс Холдинг», счел рейтинг очень жестким, но сообщил, что его компании все же было проще остальных из-за ее публичности: информацию незачем скрывать и легко проверить. Честность, по его словам, сейчас особенно важна: в трудных условиях роста цен на продукты и аренду обманывать франчайзи, демонстрируя несуществующие показатели, просто недопустимо – рейтинг же поможет продемонстрировать реально успешные франшизы.

В заключение Екатерина Сойак отметила, что франчайзинг – лучшее, что может случиться с бизнесом в кризис: франчайзеры и франчайзи одинаково заинтересованы в успехе, а это не только способствует слаженной и эффективной работе каждой из сторон, но и идет на пользу общему бизнесу. Юрий Михайличенко добавил, что франчайзинг в кризис даже растет: частные инвесторы задумываются не о приумножении, а о сохранении капитала, поэтому вкладываются не в яхты и дорогие машины, а в проекты, доказавшие свою эффективность.
Топ-10 рейтинга Golden Brand – 2015
1) «Инвитро»
2) «33 пингвина»
3) «Тонус-клуб»
4) «Росинтер Ресторантс Холдинг»
5) «Шоколадница»
6) Samsonite
7) «Кофе СЭТ» (мастер-франчайзи Coffeeshop Сompany)
8) Harat`s Pub
9) «Точка красоты»
10) Mail Boxes Etc.