К 2005 году самая высокая московская гостиница «Центральный Дом Туриста» оказалась в глубоком кризисе: качество обслуживания, лояльность клиентов и доходность оказались на низком уровне. Осенью 2007 года учредителями было принято решение о полной реструктуризации предприятия и введении антикризисного управления. В феврале прошлого года гостиница объявила о начале ребрендинга. Результаты масштабных изменений можно оценить уже сегодня.
1 мая 2010
Советским гостиницам приказали долго жить
Маргарита Золотых
шеф-редактор HM
шеф-редактор HM
Большая часть российских гостиниц представлена постройками советской эпохи. Практически все из них устарели с точки зрения своих конструктивных характеристик, отличаются маленькой площадью номеров и неэффективной организацией помещений. Они нуждаются в определенной реновации, чтобы отвечать потребностям гостей и конкурировать с современными отелями. Но каковы шансы увеличить доходность отжившей свое гостиницы?
Устарели морально и физически
По данным GVA Sawyer, к первому кварталу 2010 года на долю качественного предложения гостиничного рынка Москвы, которое формируется гостиницами категории «3–5 звезд», пришлось менее половины общего номерного фонда (44 %, или 17,8 тыс. номеров). Немалую часть среди них занимают реконструированные объекты. Оставшиеся 56% делят между собой гостиницы, не соответствующие международным стандартам, – среди них как «советские», так и современные гостиницы.
«В Москве действует 221 гостиница. Из них порядка 35% являются новыми или введенными в эксплуатацию в течение последних пяти лет. В целом же, на столичном рынке преобладает «наследие» 80-х–90-х гг., которое нуждается в капитальном ремонте и реконструкции.
В Подмосковье также множество объектов требует того или иного обновлении. Из пяти с лишним тысяч санаториев, пансионатов, турбаз, домов отдыха в эксплуатации находятся лишь 35%, простаивают или используются не по назначению – 15%, а оставшаяся половина требует серьезной реконструкции», – обрисовывает ситуацию Кирилл Иртюга, генеральный директор УК «РосинвестОтель» и гостиничной сети VOYAGE Hotels&Resorts.
На столичном рынке преобладает «наследие» 80-х–90-х гг., которое нуждается в капитальном ремонте и реконструкции
В регионах также большая часть российских гостиниц по-прежнему представлена средствами размещения советской постройки. Однако количественно оценить число гостиниц, нуждающихся в редевелопменте и новой концепции, сложно.
Новая жизнь
Если в регионах реконструкция отелей – достаточно редкое явление, то в Москве такие проекты сменяют один другой с середины 80-х. В первую очередь, изменения коснулись знаковых столичных гостиниц. В 1985 году началась десятилетняя реконструкция гостиницы «Националь» (1903 г.).
Впоследствии гостиница вошла в элитную группу Le Royal Meridien компании Starwood Hotels & Resorts Worldwide, а в 2009 году после очередной реновации сменила бренд на The Luxury Collection. В 1986 году начались комплексные работы по реставрации и переоборудованию одной из старейших московских гостиниц – «Метрополь» (1905 г.). Работы вели финские и австрийские специалисты, антикварная мебель реставрировалась в «Эрмитаже». Обновленный «Метрополь», открывшийся в 1991 году, первым в России получил статус «пять звезд».
В 1989 году была закрыта на трехлетнюю реконструкцию гостиница «Бухарест». В гостинице были заменены все коммуникации, совершенно изменилась планировка, и от старого здания остался только фасад. Общие расходы составили около 85 миллионов долларов. В 1992 году реконструированный отель открылся под новым названием «Балчуг Кемпински» и также получил пятизвездочный статус.
Попасть в цель
У каждого объекта свой «срок жизни» – период, на протяжении которого его эксплуатация может быть максимально эффективной и доходной. «У торговых центров этот срок составляет примерно 7 лет, чуть больше у офисов и гостиниц – около 10 лет. По истечении этого срока необходима модернизация дизайна, реконструкция и реинжиниринг, – комментирует Дмитрий Золин, управляющий партнер LCMC. – Но есть и другая причина – ошибки на стадии проектирования гостиницы. Российский рынок еще очень молод, и многие проекты, созданные на стадии его формирования, реализовывались неопытными специалистами, нередко с неверно разработанной концепцией или вообще без нее. Такие объекты, безусловно, нуждаются в реновации, но иногда для них достаточно привлечь грамотного гостиничного оператора, чтобы скорректировать зонирование или изменить бренд».
На втором этапе идет определение и обоснование причины реконцепции, формулировка проблемы, предложение различных вариантов ее решения и выбор концепции. Далее необходимо провести подробную детализацию новой концепции, после чего можно приступать непосредственно к реализации проекта. «В первую очередь необходимо понимать, кто ваши гости, зачем нужна реновация, каковы будут расходы по сравнению с ожидаемым возвратом прибыли и увеличит ли данная реновация стоимость гостиницы, – рассказывает Дэвид Дженкинс, директор группы гостиничной недвижимости DTZ в России и СНГ. – Крайне важно улучшить качество номеров, а также определить, какие функциональные помещения и услуги необходимы для привлечения ваших клиентов. Понимание своего рыночного позиционирования позволит определить необходимый уровень модернизации для того, чтобы быть конкурентноспособным на данный момент и в будущем».
Вопрос цены
Проблемы с финансированием – это основная сложность, с которой сталкивается владелец при реконструкции гостиницы, и основная причина, по которой проект превращается в долгострой. Привлечение проектного финансирования является серьезным препятствием на пути собственника. Как констатирует Кирилл Иртюга, классическое кредитование проектов не выгодно.
Привлечение банковских средств по существующей процентной ставке экономически не интересно, так как серьезно отражается на рентабельности и окупаемости проекта. По его словам, финансирование проектов чаще всего идет с привлечением сторонних инвесторов, которые приобретают пакет акций у собственника гостиницы. «Финансирование получить очень сложно. Банки неохотно финансируют гостиничные проекты, а требующие реконструкции – вдвойне. Банкирам очень сложно объяснять, для чего нужно осуществлять те или иные действия в процессе работы и какой конечной результат это даст», – делится Александр Удалов. В связи с этим компания «Юмако» создала свой инвестиционный фонд – «когда вкладываются свои деньги, легче привлекать к финансированию других».
Ломать голову или гостиницу?
Чтобы сделать существующий бизнес эффективным, часто необходима полная реконструкция, что существенно увеличивает затраты инвесторов, и, в конечном счете, может сделать проект экономически неоправданным. «В первую очередь, реконцепция целесообразна для гостиниц, расположенных в центральных и исторических районах городов, а также в зонах высокой туристической активности. Тем не менее, во многих случаях конструктивные особенности существующих отелей не предоставляют возможности для эффективного ребрендинга», – говорит Полина Кондратенко, директор департамента оценки и консалтинга Colliers International.
Главный критерий для выбора исполнителя проекта прост: успешный опыт работы в этой среде, причем обязательно на российском рынке, и хорошая репутация компании. К критериям оценки результатов относятся стабильная высокая заполняемость объекта, успешное функционирование составных частей его структуры, а также уровень доходов в сравнении с показателями, фигурировавшими до реновации.
Мнения экспертов
Дмитрий Золин, управляющий партнер LCMC
Мария Василенко, директор по маркетингу AZIMUT Hotels Company
Гостинице «советского типа» чаще всего требуется перепланировка номеров, внешняя отделка, обновление фасада, окон, замена сантехники и мебели. В смене названия нет необходимости, если отель имеет положительную репутацию, обладает большим количеством постоянных гостей, высокой степенью лояльности среди местных жителей, а также хорошим уровнем известности и узнаваемости. Экономическая целесообразность проекта реконструкции отеля легко оценивается: по типичной модели рассчитывается, на что повлияет реконструкция, как она отразится на цене номера, загрузке и выручке отеля. Обычно каждые 7–10 лет делается косметический ремонт с заменой покрытий стен, потолков и текстиля.
Проведение полной реконструкции рекомендуется раз в 15 лет. Обновление наших региональных гостиниц (их не закрывали, а лишь выводили номерной фонд из продажи), заняло порядка 2–2,5 лет. Мы постоянно занимаемся реновацией своих объектов. Основные задачи на ближайшее время – перевести под бренд «АЗИМУТ Сеть Отелей» два новых отеля в Ставрополе и Подмосковье.
Кирилл Иртюга, генеральный директор УК «РосинвестОтель» и VOYAGE Hotels&Resorts
Необходимость реконструкции обосновывается, как правило, статистическими данными: показателями снижения загрузки отеля, износа оборудования, номерного фонда и технической базы. Стоит помнить, что обновлением номерного фонда задача не исчерпывается. Реконструкция должна коснуться всего – качества и объема услуг, уровня питания, профессионализма персонала, привлекательности окружающей территории. При этом прогноз окупаемости инвестиций в обновление может быть лишь расчетной цифрой. Если стоимость номера и питания являются конкретными суммами, то один из ключевых элементов доходности – ожидаемая загрузка – это субъективная величина, которую не может гарантировать ни одна гостиничная управляющая компания.
Александр Удалов, президент «Юмако Групп»
К сожалению, в 90% случаев за обновленным фасадом сохраняются прежние законы работы гостиницы. Недостаточно сделать только формальное обновление, необходима продуманная внутренняя логика для меняемого объекта. Здесь нужно чувство духа времени и современное понимание гостиничного бизнеса. Подходящий пример – гостиница «Евролюкс». Прежние владельцы сделали большую реконструкцию объекта: гранитный пол, добротный бар, ресепшен, обновили номерной фонд, – но забыли про такие простые вещи, как раздевалки, столовая для персонала или туалеты на первом этаже для гостей, что отрицательно сказывалось на функционировании объекта в современных условиях.
Полина Кондратенко, директор департамента оценки и консалтинга Colliers International
Дэвид Дженкинс, директор группы гостиничной недвижимости DTZ, Россия и СНГ
Одной из ключевых причин ребрендинга является необходимость изменить восприятие отеля гостями, как нынешними, так и потенциальными. Однако необходимо отметить, что ребрендинг и обновление номерного фонда – лишь первые шаги, за которыми должен следовать постоянный контроль сервиса. Очевидно, что необходимость данных мер обусловлена самим рынком как обязательное условие выживания. Для гостиницы, отличающейся нецентральным месторасположением, особо важны конференц-помещения. Их реновация позволяет привлечь дополнительный доход от организации мероприятий, повышает известность отеля как место их проведения, добавляя ценность продукту в целом.
Комментарии к публикации
Читать далее в рубрике «Гостиничное дело»
01.04.2010
У пятизвездочной гостиницы Lotte Hotel Moscow, которая откроется в столице весной 2010 года, уже появился свой интернет-ресурс. Его могут посещать люди, говорящие на русском, английском и корейском языках (бренд принадлежит южнокорейской сети Lotte Hotels & Resorts).Основные принципы, которые стремились воплотить в жизнь разработчики сайта, – информативность и простота. Несмотря на обилие информации, в разделах легко ориентироваться.
4.5 тыс
01.04.2010
В России кейтерингом наиболее активно занимаются московские отели Marriott Moscow Royal Aurora и Marriott Moscow Grand. Они развивают выездное обслуживание как дополнительный бизнес и являются своего рода законодателями моды и стандартов в этой сфере. Об опыте запуска и продвижения услуги на московском рынке нам рассказал Валерий Афанасьев, региональный директор по организации банкетов и конференций отелей Марриотт в Москве.
01.04.2010
Казалось бы, гостинице, обладающей собственной кухней, оборудованием, подсобными помещениями и банкетной службой, предоставлять услуги выездного ресторанного обслуживания сам бог велел. Однако на деле лишь немногие отели берутся предоставлять данную услугу. Неужели затраты и риски настолько велики, что владельцы бизнеса предпочитают отказаться от возможности расширить «зону охвата» и значительно увеличить продажи?