Главная особенность испанских вин – это разнообразие в сортах винограда и стилистике
Кроме путеводителя, Хосе Пенин издает винный журнал, много путешествует, постоянно оценивает вина и регионы. Хосе говорит, что секрет его успеха – в сочетании глубины знаний винодела с остротой пера журналиста.
HM: Хосе, где вы учились?
Х.П.: Мое образование закончилось тогда, когда я поступил в университет, поскольку учеба меня совершенно не интересовала. Моим призванием всегда была музыка, однако родители были категорически против консерватории.
HM: Как вы пришли в мир вина?
Х.П.: Это произошло случайно. В 1974 году друг предложил мне создать клуб для продажи вина по почте. В те времена я совсем не употреблял алкогольных напитков. Поскольку нам хотелось найти вина доселе неизвестные, приходилось путешествовать по винодельческим регионам, вести исследовательскую работу. Пришлось заняться самообразованием, добывать знания из книг, у виноделов и владельцев винных погребов, которые консультировали нас при выборе напитков.
HM: Вы имеете огромный авторитет не только в Испании, но и во всем мире. Что вам помогло заслужить его?
Х.П.: Я предводитель винной журналистики Испании. Без сомнения, в свои молодые годы я стал первым певцом испанских вин, тогда как прежде за это брались лишь виноделы (посредственные рассказчики) и гастрономы, все поверхностные знания которых сводились к тому, что наши вина принадлежат великой гастрономической традиции Испании. Именно поэтому я решил обрести знания виноделов и навыки журналистов. Собственно, я считаю себя одним из наиболее критически настроенных по отношению к испанскому вину авторов.
HM: Расскажите, пожалуйста, о своем гиде Guia Penin.
Х.П.: В первые годы существования, в 90-х годах прошлого века, Guia Penin был необходим испанскому обществу, поскольку в Испании стремительно увеличивалось число винодельческих предприятий и марок вин. Необходимо было создать критическое поле для оценки качества вин, уже существовавшее во Франции, Великобритании, Соединенных Штатах. Сегодня Guia Penin – единственный в мире источник сведений об испанских винах. Мы также участвуем в проекте, включающем вина Аргентины, Чили, Мексики, то есть другие вина, «говорящие» по-испански.
HM: Как обрабатываете, систематизируете огромный поток информации о винах?
Х.П.: Будучи самым престижным гидом Испании, относительно легко добиться того, чтобы винодельческие предприятия хотели быть упомянутыми на наших страницах. Однако за всем этим, что очень важно, стоит команда экспертов-компьютерщиков с их базами данных, команда профессиональных дегустаторов, также работающих с оригинальными информационными технологиями, – все это делает маловероятными чьи-либо персональные ошибки.
HM: Как распределяете свое время?
Х.П.: К счастью, благодаря возрасту и имеющемуся опыту работы, сегодня мне главным образом отводится роль куратора-советника – в том, что касается помещаемых в Гиде текстов и в оценке результатов поездок команды по всей Испании. Иногда я посещаю и провожу дегустации в наименее известных областях, а также провожу для Гида финальные дегустации премиальных вин.
HM: Что вы считаете главной целью вашей деятельности?
Х.П.: Собственно «Гид Пенина», работу по его продвижению, заботу об имидже этого проекта. У меня даже нет времени на написание материалов для своего будущего блога на www.guiapenin.com и книги.
HM: Какие винодельческие районы Испании считаете наиболее перспективными?
Х.П.: Главным образом Бьерцо (Bierzo), Вальдеоррас (Valdeorras), Терре де Леон (Terre de Leon) и Рибейра Сакра (Ribeira Sacra), три области на северо-западе Испании. В первой зоне интересны винодельческие предприятия Descendientes de Palacios и Dominio de Tares; в Рибейра Сакра – предприятия Dominio de Bibei и Bodegas Moure; в Терра де Леон – вина Margon; в Вальдеоррасе – завод Rafael Palacios.
HM: Есть ли у испанских вин единый имидж в мире?
Х.П.: Главная особенность испанских вин – это разнообразие в сортах винограда и стилистике. Наиболее негативный фактор – посредственный маркетинг.
HM: Каковы проблемы продвижения испанских вин на международных рынках?
Х.П.: Главная проблема – отсутствие сплоченности между винодельческими предприятиями и регионами. Серьезным вопросом по-прежнему остаются и продажи под маркой «Испания» в принципе.
HM: Назовите несколько выдающихся образцов испанских вин.
Х.П.: Трудно выбрать всего несколько уникальных вин из более 9 тыс. экземпляров. Тем не менее, я бы упомянул следующие вина: Chansons du Diable Rouge 2008 – отличный образец испанского гренаша, сухого, богатого минеральными нотами, из малоизвестного региона Ментриды (Mentrida); Vega Sicilia Especial Reserve – этот вид знаменитого красного Vega Sicilia наименее популярен, но являет собой лучший образец испанского классического красного вина; La Faraona 2007 – отличное от других вино, мощное и элегантное; Vina Pison 2008 – красное вино из Риохи, произведенное из темпранильльо, обладающее сильным ароматом зрелых ягод; La Bota de Manzanilla la Derniere «Bota Punta» № 20 – самое редкое из вин Хереса, обладает взрывным богатым вкусом; Alvear Pedro Ximenez 1830 – мягкий, маслянистый, цельный и сложный херес, который отмечают все испанские критики.
HM: Были ли вы на российских виноградниках? Что можете сказать о развитии виноделия в России?
Х.П.: Думаю, что советская эпоха навязала винодельческой отрасти критерий массовости вина, поэтому премиального сегмента здесь по-прежнему нет. Кроме того, следует подобнее изучать как местные почвы, так и местных жителей.
HM: Какие регионы, помимо испанских, вас интересуют?
Х.П.: Мне интересен весь спектр красных вин Греции, где в идеально теплом климате происходит позднее вызревание винограда, а также северо-западные регионы Соединенных Штатов.