Рынок снижается за счет падения выручки и трафика в сегменте «рестораны», сообщили аналитики исследовательской компании NPD Group. С 2016 года его доля сократилась с 38 до 34 %, а доля фастфуда выросла с 35 до 39 %, став крупнейшей.
В этом году на ресторанном рынке действительно наблюдается спад, соглашается президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. Сохранять позиции удается в основном сетевым ресторанам — благодаря масштабам они получают скидки от поставщиков, за счет чего им удается сдерживать рост цен. Также все большую популярность обретают рестораны быстрого обслуживания, утверждает Бухаров.
Сильно пострадали заведения со средним чеком 650 рублей на человека без алкоголя, а также кафе и кафетерии, отмечает NPD: с кризисом все больше потребителей не могут себе позволить походы в рестораны. Кроме того, из-за продуктового эмбарго пострадали рестораны японской кухни. Многие поставщики, прежде возившие продукцию из Норвегии и Финляндии, вследствие запрета закрылись, другие переориентировались на поставки с Дальнего Востока, но ощутимо повысили цены на продукцию, объясняет представитель NPD.
Однако многие представители ресторанного бизнеса не согласны с выводами экспертов. За восемь месяцев 2016 года в заведениях Maison Dellos не наблюдается спада продаж, сообщила представитель компании Алена Шварц. Партнер ресторанов «Мари Vanna» и LesArtists Андрей Федорин также не наблюдает ни падения трафика, ни падения оборота в своих заведениях. Напротив, посещаемость и средний чек растут благодаря туристам, уверяет он. Спад посещаемости и размера среднего чека на несколько процентных пунктов был примерно год назад, замечает Алексей Волков, гендиректор Ginza Project, но с тех пор ситуация выровнялась — прошел шок от кризиса, возобновилось потребление.
По оценкам NPD, до конца 2016 года ресторанный рынок продолжит сокращаться, а россияне будут предпочитать фастфуды ресторанам.