Многие российские регионы уже готовятся к проведению крупных спортивных мероприятий мирового значения и приему большого числа гостей. Инвесторы с азартом обсуждают свои девелоперские проекты с отельными операторами, желая передать свои будущие гостиницы в управление или, как минимум, повесить над их входом известный гостиничный бренд. О возможных подводных камнях, которые могут встретиться при взаимодействии с профессиональным отельером, рассказывает партнер Hospitality In.Comm Наталья Розенблюм.
1 ноября 2011
За столом переговоров: собственник и оператор
Маргарита Золотых
шеф-редактор HM
шеф-редактор HM
Интерес управляющих компаний к гостиничным рынкам России и СНГ дает собственникам возможность выбора среди операторов. Условия сотрудничества фиксируются в договоре на управление, который требует тщательного изучения со стороны юристов. Основные положения подобного контракта охарактеризовал консультант HVS Global Hospitality Services Алексей Коробкин.
В России и СНГ условие о субординации встречается редко. Данный факт указывает на меньшую уверенность в рынке со стороны оператора
Гостиничные управляющие компании делятся на две категории. В первую входят компании, которые контролируют ежедневную операционную деятельность гостиницы, а также предоставляют принадлежность к бренду. Accor, Hilton, Hyatt, InterContinental, Marriott, Rezidor и Starwood – лишь некоторые из них. Во вторую категорию управляющих компаний входят операторы, которые только ведут ежедневную операционную деятельность гостиницы. Эти компании часто работают по франшизе. Хорошим примером является Interstate Hotels.
Управляющая компания 1-й категории | Управляющая компания 2-й категории | |
Преимущества | ||
Недостатки |
Договор на управление является соглашением между управляющей компанией и собственником отеля, посредством которого гостиничный оператор принимает на себя полную ответственность за управление активом. За предоставленные услуги оператор получает вознаграждение, рассчитываемое по специальной формуле. Собственник сохраняет ограниченный контроль над деятельностью отеля, как правило, в виде инспекций по оценке качества работы оператора. Несмотря на то, что инвестор принимает больший риск при заключении договора на управление (например, по сравнению с договором аренды), потенциальный уровень прибыли также возрастает.
Срок действия
В России и СНГ срок действия договора, т.е. количество лет, на которое отель берется в управление, может быть от 20 до 30 лет, в зависимости от бренда и выбранного оператора. Операторы в сегменте люкс, как правило, заключают более длительные договоры. При взаимном соглашении сторон возможно продление срока договора (в нашей стране, как правило, на 10 лет, можно с опцией повторного продления). Решение принимается за шесть месяцев до истечения срока действующего договора, обычно сопровождается письменным уведомлением. В Европе контракты заключаются на 15–20 лет, а сроки продления кратны пятилетним интервалам.
Гонорар
За предоставленные услуги оператор получает вознаграждение от собственника. Структура гонорара состоит из различных компонентов. Базовая ставка обычно составляет 2,5–4% от валового дохода. К ней прибавляется бонусная оплата, зависящая от валовой операционной прибыли (GOP). Иногда в расчеты берется GOP за вычетом базовой ставки (Adjusted GOP). Ставка обычно составляет от 8 до 12% GOP или Adjusted GOP.
Несмотря на то, что соглашение о техническом обслуживании не входит в договор на управление, мы считаем нужным о нем упомянуть. Управляющие компании взимают этот сбор для покрытия услуг технической поддержки во время строительства отеля. Техническая поддержка обычно начисляется из расчета «на номер» и, как правило, начинается от 1000 евро за каждый. Некоторые операторы предпочитают фиксированную сумму в зависимости от проекта.
Оценка работы оператора
Как правило, работа оператора тестируется по двум критериям: 1. доход в расчете на номер (RevPAR) по отношению к взаимосогласованному списку конкурентных отелей,2. уровень валового операционного дохода (GOP).
Капиталовложения
Мебель и оборудование отеля (FF&E Fittings, Furniture & Equipment) изнашиваются быстрее всего. Своевременное обновление фонда FF&E важно для поддержания имиджа, уровня качества и доходов отеля. Для данной цели создан специальный резервный фонд, который содержит средства для периодической замены мебели и оборудования. В среднем отчисления в него составляют около 5% от валовой прибыли (ставка увеличивается постепенно, например, 1% – в первый год, 2% – во второй год, и т.д.).
Защита от конкуренции
Неотъемлемым компонентом соотношения спроса и предложения, который напрямую влияет на рентабельность отеля, является будущее развитие конкурентного рынка. Включение пункта о защите от конкуренции (non-compete clause) в договор об управлении дает собственнику гарантию того, что отель под таким же брендом не откроется в определенном радиусе от его актива, тем самым приведя к каннибализации его бизнеса.
- список брендов, управляемых данным оператором, которые исключаются для открытия в непосредственной близости;
- срок, в течение которого оператор не может открывать рядом отели под другими своими брендами;
- географический регион, в котором оператор не может открывать новые отели под своими брендами (например, радиус вокруг отеля или весь город).
Расторжение договора
Договор на управление может включать в себя положения, дающие сторонам право на расторжение контракта. Мы рассмотрим два из них: расторжение договора при продаже актива (termination on sale) и выкуп (buyout clause).
Читать далее в рубрике «Гостиничное дело»
01.10.2011
Многие владельцы гостиниц относятся к страхованию как к «добровольно-принудительноq» процедуре. Наталья Карпова, исполнительный вице-президент группы «Ренессанс страхование», рассказала о законодательстве в области страхования, а также о причинах малого числа застрахованных гостиниц и основных рисках отельеров.
01.10.2011
Страховые компании ранжируют различные виды деятельности по степени риска. Например, по шкале от 1 до 10, где 1 – это минимальный риск («спринклированный бассейн»), а 10 – максимальный («производство шин»). По такой классификации отели попадают в седьмую категорию, находясь в одной группе с такими видами деятельности, как черная металлургия и розничная торговля мебелью. Другими словами, гостиничная деятельность имеет потенциал к масштабному страховому случаю и большим материальным потерям.
01.09.2011
Сегодня Hotels.com является одним из самых быстрорастущих онлайн-провайдеров туристических услуг.
О специфике онлайн-бронирования на российском рынке мы поговорили с Найджелом Поклингтоном, старшим вице-президентом по глобальному маркетингу и стратегии Hotels.com.