Основные особенности вин Бордо – ярко выраженный фруктово-ягодный вкус, мягкие танины, сбалансированный алкоголь
Классика жанра
Почти все бордоские вина купажированы, то есть состоят из нескольких сортов. Так сложилось исторически – погода в регионе никогда не отличалась стабильностью, и в случае неурожая одного сорта виноделы могли спасти вино за счет другого. Главный бордоский ассамбляж состоит из мерло, каберне совиньона и каберне франа, иногда с добавкой пти вердо и мальбека. Соотношение сортов жестко не закреплено. Мерло больше используют на правом берегу Гаронны, каберне совиньон – на левом.
Сорта, входящие в ассамбляж, обуславливают основные особенности вин Бордо – ярко выраженный фруктово-ягодный вкус, мягкие танины, сбалансированный алкоголь. Именно такой стиль был и остается эталоном для множества ценителей и производителей вина во всем мире.
Большинство серьезных красных вин Бордо выдерживается в бочках. Обычно вина проводят в дубе полгода, некоторые шато увеличивают это время до 18–20 месяцев. Производители стараются использовать новые бочки, однако это весьма затратно и по карману далеко не всем хозяйствам. Дуб придает напиткам нотки ванили, кожи, табака.
Внешнее влияние
Стиль вин Бордо со временем претерпел некоторые изменения. По словам Анжелики Субботиной, генерального директора Группы компаний «Ле Сомелье», это обусловлено тремя главными факторами: потеплением климата, совершенствованием технологий производства и феноменом, получившим название «паркеризация».
Традиционно бордоские красные вина долго выдерживались в бутылке: раньше климат был прохладнее, в винограде содержалось больше «зеленых» танинов, которые давали резкий, грубоватый вкус, и длительное хранение помогало смягчить его. В последние десятилетия виноград вызревает лучше, накапливает много сахара и ароматических веществ. Вина стали более мощными и крепкими, но в то же время – мягкими. В связи с этим производители предлагают продукт, готовый к употреблению уже через 2–3 года после бутилирования.
Бордо находится на острие винодельческого прогресса, здесь работают лучшие специалисты, внедряющие передовые технологии. Обратный осмос, микрооксидация и другие методы сегодня способны «вытянуть» отличное качество даже из посредственных урожаев. Другое дело, что, по мнению многих энологов, эти методы приводят к появлению стандартно-хороших, но безликих вин. Но уж точно никто не возражает против замены насосов конвейерами, использования новых прессов, деликатно выжимающих сок, и других методов щадящей обработки винограда.
«Паркеризация» – одна из наиболее противоречивых тем, бурно обсуждаемых мировой винной общественностью. Влияние вкусов критика Роберта Паркера настолько велико, что огромное множество виноделов ориентируется в своем творчестве только на него – ведь заветные баллы RP гарантируют высокие цены и спрос на их продукт. Паркер является поклонником мощных структурированных вин. Во многом благодаря ему насыщенные, алкогольные, тяжелые вина приобрели глобальную популярность. Соблазн «быть в струе» и отказаться от своего собственного стиля в угоду винным критикам удается побороть не всем производителям Бордо.
Массовое клонирование
Успех бордоских вин вызвал желание множества виноделов во всем мире повторить этот стиль. Кроме того, его распространяли и распространяют французские виноделы, владельцы шато или виноградников в Бордо. Они переносят удачный опыт в Новый свет и создают успешные проекты в Испании, Чили, Аргентине и Уругвае. Многие из них стали экспериментировать и к традиционному бордоскому ассамбляжу добавили местные сорта винограда. Это привнесло во вкус характер терруара и придало напиткам узнаваемость.
В то время как стиль бордоских вин остается популярным и востребованным во всем мире, положение бордоских виноделов неоднозначно. С одной стороны, на продукцию известных шато существует все возрастающий спрос, а цены на великие вина стремятся в звездную высь. С другой – положение большинства хозяйств региона легким не назовешь. Великие вина сформировали имидж Бордо как старомодного и дорогого региона. Бордо проигрывает борьбу за рынок новым игрокам – потребителю хочется чего-то нового, интересного. Возможно, простым виноделам удастся переломить эту ситуацию.