«Денег оставалось либо на два месяца жизни, либо на открытие бизнеса. Я решил инвестировать»
Летняя идея
До открытия кафе я всю свою трудовую жизнь был наемным менеджером. Долго работал в ретейле. Перед началом бизнеса около 5 лет отдал отдал сфере общественного питания, занимался брендами Sbarro и Wendy`s.
Я люблю кулинарию, люблю готовить, мне нравится посещать гастрономические фестивали, которые стали очень популярными. Не думал, что это станет средством заработка, но потом, достаточно спонтанно, пришла идея своего проекта.
Поскольку мы много путешествовали и практически все лето проводили на Кипре, то решили протестировать одно блюдо на фестивале «Городской маркет еды». Все прошло успешно. Потом посетили еще пару фестивалей и подумали — почему бы не запустить стационарный проект?

Концепция
У нас кафе быстрого питания, оно не предполагает посадки. Это кафе с прилавком, мы продаем еду навынос. К тому же на любом фуд-корте есть общая зона, где гости могут поесть.
Мы готовим домашнюю вкусную еду из хороших продуктов; у нас большие порции по доступным ценам. Делаем блюда кипрской кухни, которая вобрала в себя особенности и греческой, и восточной, и турецкой — получается такой интересный симбиоз.
Чем больше выручка и проходимость точки, тем больше штат. Минимальное количество людей на одну точку у нас — 2–3 человека.

Бюджет и бизнес-план кафе
Можно сказать, я открыл этот проект на последние средства. Денег оставалось либо на два месяца жизни, либо на открытие бизнеса. Я решил инвестировать.
Все делал самостоятельно, практически ни с кем консультировался; жена мне помогала. Составить бизнес-план было довольно легко, поскольку я имел хороший опыт работы. Главное было проверить продукт с помощью фестивалей.
Проект стал приносить доход очень быстро, но достаточно долго, в течение первого года, это были незначительные деньги. Плюс был очень небольшой. Со временем, когда точка раскачивалась, прибыль возрастала, и мы вышли на цифры, которые закладывали в бизнес-план, и даже превзошли их.
Мы размещаем рекламу и продвигаемся в социальных сетях — этим и ограничиваемся.

Начало пути
Все шло своим чередом: зарегистрировали ИП, потом кассу. Безусловно, отправной точкой было найти локацию. Меня позвали на Даниловский рынок, съездил — место мне очень понравилось. Мы решили туда заходить, договорились обо всем.
Вторую точку захотели открыть, когда уже прошли определенный этап развития; проект существовал полтора года. Пришли на «Гастроферму», потому что понравилась локация — считаю ее удачной для московских гастрономических проектов: много бизнес-центров, хорошая проходимость, небольшая удаленность от метро. Конечно, всегда хочется больше трафика, но мы довольны.

Развитие ресторанного проекта
Мы планируем развиваться и собираемся открыть еще 5 точек. Сейчас в этом сегменте определенная лихорадка — все девелоперы ринулись открывать фуд-корты, особенно на непопулярных локациях. Но мы такой стратегии не верим и считаем, что самое важное — удобное расположение. В интересное, но труднодоступное место люди не будут ездить постоянно, поэтому главный фактор при определении места открытия нового кафе — существующий трафик.
Если налоговая нагрузка в России не будет увеличиваться, то особых преград для развития бизнеса я не вижу. Если уровень жизни не упадет кардинально — все будет хорошо.
Советы предпринимателям, желающим открыть кафе
1. Действуйте — это самое главное. Не бойтесь принимать решения и проверять свои гипотезы на практике, даже если они будут приводить не к запланированным результатам. Это все равно безусловный опыт, который сделает последующие шаги более эффективными.
2. Трезво оценивайте свою аудиторию. Зачастую люди делают бизнес, примеряя его на себя; видят себя в потребителе. А это чаще всего либо очень узкий сегмент, либо ошибочное восприятие.
