Общественное питание – это та отрасль, которая освоила и успешно применила франчайзинг как бизнес-концепцию на пороге его формирования в России (всем известные «Баскин-Роббинс», McDonald`s, Ростик`с). Сегодня франчайзинг – не только обязательная составляющая амбициозно развивающейся компании, но и, в какой-то мере, необходимость в условиях отсутствия кредитных средств. Тем не менее, особенно удачно использовать франчайзинг удается тем представителям отрасли, у которых есть что предложить инвестору: известный бренд – международный или российский, узнаваемая концепция, эксклюзивный продукт, мастерство и уникальная рецептура шеф-повара, принадлежность модной сегодня кухне. В настоящее время одной из самых популярных в России остается японская кухня. Разберемся, насколько концепции, основанные на кухне страны Восходящего солнца, пригодны для тиражирования.
1 марта 2009
Футбол, джаз и вьетнамская кухня — то, что любят во всем мире
Ольга Самойлова
автор HM
автор HM
В прошлом году по версии журнала Forbes Вьетнам попал в тройку самых привлекательных для гурманов стран. Вьетнамская кухня давно признана одной из самых интересных, но в России по-прежнему сильны стереотипы. Война, вьетнамские рынки и забегаловки при этих рынках – вот с чем ассоциируется страна у российских жителей. Однако Вьетнам достоин внимания к своей культуре. «Фо», «Нэм» – эти названия должны войти в лексикон каждого любителя вкусно, сытно и полезно поесть.
Гастрономическая эклектика
Вьетнам – это уникальный природный ландшафт, исключительная самобытность, изысканная и утонченная кухня. В связи со своим географическим расположением многие кулинарные традиции Вьетнам позаимствовал у своих соседей. Например, у китайцев вьетнамцы научились использовать палочки для пищи (долгое время Вьетнам был китайской провинцией), а любовь к различным специям появилась благодаря Индии – правда, они используются в очень малых количествах, исключительно для придания своеобразного вкуса.
Не бесследно прошли и 200 лет зависимости от Франции – во Вьетнаме появились блюда из улиток и мидий, хрустящие багеты и круасаны, кофе и мороженое. А после войны с США местные жители научились готовить самые разнообразные стейки ничуть не хуже, чем на их родине.
Несмотря на такое влияние других культур, кухня Вьетнама осталась верна своим кулинарным обычаям. В отличие от остальных стран своего региона, вьетнамцы предпочитают жарить, парить или тушить продукты, а не употреблять их в сыром виде. Кстати, вьетнамская кухня считается одной из самых полезных.
В связи со своим географическим расположением многие кулинарные традиции Вьетнам позаимствовал у своих соседей
Человека, который захочет попробовать все традиционные вьетнамские блюда, ждет сюрприз – их примерно 500! Главным продуктом является рис – в среднем вьетнамец съедает до 500 граммов риса в день. Это самый нейтральный гарнир – он не мешает прочувствовать все вкусовые оттенки блюда, будь то морепродукты или мясо.
Из традиционных блюд стоит назвать бань-куон (паровые блинчики), нэмы (жареные блинчики) и супы фо. Родиной бань-куон считается город Ханой, а точнее небольшая деревушка Тханьти, расположенная на берегу Красной реки. Первоначально бань-куон готовились из тонкой, почти прозрачной рисовой бумаги. Их посыпали жареным луком и обмакивали в рыбный соус. Все изменилось буквально 50 лет назад: бань-куон стали делать с начинкой из овощей, морепродуктов, мяса, грибов.
Неизменным остался лишь легендарный рыбный соус – ныок-мам, который является главным дополнением ко многим блюдам. Иногда его заменяют соевым соусом, но только на севере Вьетнама. Нэмы – жареные бань-куон – стали настоящим символом Вьетнама и полюбились гурманам во всем мире. Суп фо на его родине едят всегда: и на завтрак, и на обед, и на ужин. Варится он на специальном бульоне с добавлением специй, сока лайма, зелени, тонких кусочков мяса или морепродуктов и, конечно же, рисовой лапши.
Меню вьетнамских ресторанов, расположенных по всему миру и адаптированных под европейцев, не содержит и намека на такую экзотику как блюда из змей, собак, кошек, крыс.
Вьетнамская мечта
Вьетнамская кухня – торжество вкусов и ароматов, ее секрет – в смешении разных кулинарных стилей. Неудивительно, что в Москве существует и успешно развивается единственная в своем роде сеть ресторанов вьетнамской кухни VietCafe.
Автор проекта Нгуен Чи Зунг приехал в Россию в 90-м году вместе с отцом, который был научным сотрудником строительного университета. После окончания Государственного университета управления будущий ресторатор работал в отделе маркетинга во вьетнамской компании, которая занимается продуктами быстрого питания, затем – в кафе при вьетнамской общине.
В конце 2004 года Зунг и его партнер открыли первый собственный ресторан вьетнамской кухни, изначально предполагая, что формат должен быстро и безболезненно тиражироваться. В 2007 году открылся второй ресторан сети, а в 2008 – третий. Средний чек в ресторане составил 600 рублей на человека.
Открывая первый ресторан на Газетном переулке, молодые предприниматели стремились показать Вьетнам таким, какой он есть на самом деле. Разработать концепцию им помогали опытные менеджеры сети «Росинтер». Над интерьером работала дизайнер Елена Битехтина, для которой этот проект стал чем-то вроде хобби – она много путешествует и очень любит Вьетнам. Узнаваемыми деталями стали зеленые стены, коричневые тона, крыша из сушеной пальмы над баром.
Все повара во VietCafe – вьетнамцы. Они готовят для посетителей традиционные блюда, аутентичные настолько, насколько это возможно. Кухня Вьетнама понравилась многим: ресторан быстро приобрел постоянных гостей, поэтому Нгуен Чи Зунг уверенно говорит о планируемом стремительном развитии сети, увеличении PR- и рекламной активности.
Интервью с Нгуен Чи Зунгом, управляющим сети вьетнамских ресторанов VietCafe
H.M.: Почему вы решили заняться ресторанным бизнесом?
Нгуен Ч.З.: Как говорил отец, вьетнамцы живут по всему миру, но самые успешные из них те, кто занимается ресторанным бизнесом, потому что кухня – наша сильная сторона.
H.M.: В Москве есть еще рестораны с вьетнамской кухней?
Нгуен Ч.З.: Есть еще несколько вьетнамских ресторанов, но они ориентированы исключительно на вьетнамскую общину, а не на российских потребителей. А про VietCafe русские знают больше, чем вьетнамцы.
H.M.: Чем вы привлекаете российского клиента?
Нгуен Ч.З.: Мы делаем все, чтобы человек ощутил себя во Вьетнаме (не на вьетнамском рынке в Москве!). Люди попадают в хороший демократичный ресторан в Ханое или Сайгоне – мы воссоздаем ту атмосферу.
У нас есть рыбный соус – главная составляющая вьетнамской кухни. Один знаменитый вьетнамский шеф-повар, Адриен Дыонг, сказал: «Плоть вьетнамской кухни – рис, а ее кровь – рыбный соус». Мы с этим соусом весь мир обошли – он популярен в Австралии, Америке, Франции… Полюбился он и россиянам.
Нашим гостям нравится и то, что вьетнамская кухня не столько экзотичная, сколько полезная и вкусная – блюда готовятся быстро, на сильном огне, поэтому витамины сохраняются. Очень популярны суп фо и блинчики нэмы. Мы совсем немного адаптировали блюда – сделали их чуть менее острыми и менее солеными.
H.M.: Кто ваши клиенты?
Нгуен Ч.З.: Мы ориентируемся на людей в возрасте от 25 до 45 лет. Как правило, это активные менеджеры с доходом от $1000. Вообще же приходят абсолютно разные гости. Определенным фильтром служит музыка – чаще всего играет джаз, который я очень люблю, и который отлично вписывается в любую концепцию (как и футбол, который здесь транслируется). Конечно, звучит и национальная музыка, но редко, и обязательно та, которая мне нравится – я лично слежу за репертуаром, ведь звучание – это большая часть атмосферы.
В итоге, приходят люди зрелые, и по отношению к жизни, и к музыке, с определившимся вкусом, с теми философией и взглядами, как и у нас.
H.M.: С какими сложностями сталкиваетесь в своей работе?
Нгуен Ч.З.: В Москве время для вьетнамской кухни еще не пришло. Мешают стереотипы. Вьетнам долго был закрытой страной, о ней мало знают. Но постепенно ситуация меняется – туристы, посетившие Вьетнам, пробуют кухню и рассказывают о ней другим.
Сложности возникают и с ФМС – не всегда вовремя выдают документы, невольно работники становятся нелегалами. С середины этого года мы идем к тому, чтобы в каждом ресторане присутствовали не более трех вьетнамцев (было 6-8).
Ну и, конечно, приходится импортировать часть продуктов – соус, приправы, травы.
H.M.: Сколько всего человек занято в одном ресторане?
Нгуен Ч.З.: Примерно 30-35 человек. Концептуальный шеф-повар следит за всеми точками, проверяет работу су-шефов, снимает пробы.
H.M.: Чем вы особенно гордитесь?
Нгуен Ч.З.: Тем, что мы единственная вьетнамская сеть. Вообще наша цель – не только заработать, но и вьетнамскую культуру питания для москвичей открыть, чтобы стереотипы – война, бедность, челноки, рынок, жареная селедка – исчезли. Кстати, каждый второй спрашивает, вкусная ли жареная селедка. Но мы не едим ее. Просто в советское дефицитное время, когда вьетнамские рабочие приезжали в Россию, чтобы отработать долг, который Вьетнам задолжал России, приходилось есть то, что удавалось достать.
H.M.:Как вы видите развитие бизнеса в условиях кризиса?
Нгуен Ч.З.: Демпинг – шаг интересный, но не всегда правильный. Во-первых, не все рестораны могут себе это позволить в условиях инфляции и падения рубля. Во-вторых, люди могут подумать, что мы где-то сэкономили за счет качества блюд, покупая, например, китайскую свинину вместо аргентинской.
Мы выбрали другой путь – все меры направлены на оптимизацию закупок, управления, на сохранение качества сервиса и блюд. Мы не будем зазывать низкими ценами. Мы сделаем так, чтобы люди, приходя к нам, становились навсегда постоянными гостями. Ведь всегда приятно приходить туда, где работа официантов и барменов, как и качество кухни, на высоте.
H.M.: Есть проекты, на которые вы ориентируетесь?
Нгуен Ч.З.: «Веста-центр интернешнл» и «Росинтер». Это яркие примеры успешного бизнеса. Мы всегда за ними наблюдаем. По сути, у нас тоже быстрое питание – вся вьетнамская кухня очень быстро готовится, мало блюд, которые нужно долго тушить.
Кстати, через три года после открытия первого ресторана «Росинтер» тоже владел только тремя ресторанами, поэтому у нас все впереди. В 2009 году мы планируем открытие еще 2-х VietCafe в Москве.
Читать далее в рубрике «Ресторанное дело»
01.03.2009
В настоящее время в Москве представлены почти все национальные кухни мира, в том числе африканская, бразильская, мексиканская, аргентинская, вьетнамская, индийская, марокканская, сицилийская, ливанская, тибетская. Такое разнообразие во многом связано с развитием туризма – люди стали чаще бывать за границей, перестали бояться пробовать непривычные русскому вкусу блюда, избавились от многих стереотипов. Вернувшись из путешествия, они хотят найти полюбившиеся кушанья и на родине – приятно окунуться в воспоминания об отдыхе вместе с друзьями. Рестораны с национальной кухней привлекают и тех, кто еще не имел возможность побывать в той или иной стране, но желает начать знакомство с ее гастрономической культурой. Да и вообще любителей экспериментировать с едой в нашей стране с каждым годом становится все больше.
4 тыс
01.03.2009
Пресловутая глобализация привела к тому, что в ресторанах и гостиницах самых разных стран можно встретить совершенно одинаковые, стандартные блюда. С одной стороны, это хорошо – путешественнику не приходится адаптироваться к незнакомой пище, а с другой – стирается индивидуальность национальной кухни. Процесс унификации начали крупные отельные цепочки, которые управляют тысячами гостиниц и которым однообразие весьма выгодно. К счастью, далеко не везде блюда приведены к обезличенному стандарту, и гурманы имеют возможность ознакомиться с национальным колоритом кухонь мира.
4.5 тыс
01.02.2009
HM
В условиях финансового кризиса многие компании принимают решение сократить затраты на рекламу или вовсе отказаться от нее. Однако именно сейчас это делать нельзя – конкуренты вас быстро оттеснят, приток новых клиентов постепенно иссякнет и продажи упадут. Как быть, если нет денег на крупные рекламные кампании в различных СМИ? Ответ прост: остановиться на одном, дешевом, но не менее эффективном, рекламоносителе – Интернете.
4 тыс