12–13 марта 2013 года состоялся XIII Российский конкурс сомелье. За звание лучшего в профессии боролись 54 специалиста из 17 регионов России. Лучшим по итогам трех этапов состязания стал молодой сомелье ресторана Letto Владислав Маркин – этого результата он достиг менее через год после окончания винной школы. Мы встретились с победителем и его наставником Алексеем Сидоровым, чтобы поговорить об особенностях конкурса.
1 июня 2013
Рафаэль Паласиос на стороне белого
Федор Кондратенко
журналист HM
журналист HM
В мае виноторговая компания «Винотерра» пригласила в Москву известных испанских виноделов – они провели для российских специалистов лекции, мастер-классы и дегустации. Один из них – Рафаэль Паласиос, известный плодотворной работой с виноградом сорта годельо. Главное стремление потомственного винодела – создать великое испанское белое вино. Эта цель может показаться чересчур амбициозной, но Рафаэль идет к ее достижению широкими шагами.
Поиски идеального терруньо привели Рафаэля в Вальдеоррас, в долину Бибей, где издавна произрастает виноград сорта годельо
Путь к мечте
Рафаэль Паласиос – представитель известной в Испании и во всем мире винодельческой династии. Его отец, Хосе Паласиос Ремонда, основал одноименную винодельню в Риохе в 1948 году. Брат Рафаэля, Альваро Паласиос – творец вина-иконы L’Ermita, а племянник Рикардо Перес – один из самых признанных виноделов региона Бьерсо.
С раннего детства Рафаэль был знаком с миром вина и решил связать с ним свою жизнь. Его обучение началось во Франции: он изучал энологию в Монтань-Сен-Эмильоне, а практические навыки получал во время сбора урожая в Petrus и Chateau Moulin du Cadet. Затем Рафаэль встретил известного австралийского энолога Джона Кассегрейна (John Cassegrain) и в начале 1994 уехал в Австралию, на винодельню в Гастингс Ривер. Именно там Паласиоса заинтересовали белые вина. Несколько месяцев он проработал с Кассегрейном, а затем продолжил совершенствовать свои технические знания в Южной Австралии.
В июле 94-го Рафаэль Паласиос вернулся в Испанию, на семейную винодельню в Риохе. Двумя годами позже отец назначил его техническим директором бодеги. В 1997-м на пятки Риохе стали наступать такие быстро развивающиеся регионы, как Руэда и Риас Байшас. Конкуренция мотивировала Рафаэля на создание высококачественного белого вина. Его Placet из сорта виура моментально получило признание. В этом вине нашли применение технологические знания, полученные Рафаэлем в Австралии.
После нескольких урожаев винодел решил пойти дальше. Он осознал, что технологии значат много, но вино рождается на винограднике. Работа на винодельне позволяет создавать правильные, стандартно хорошие вина, но винодельческих техник недостаточно, чтобы делать напитки, имеющие характер. Рафаэль стал изучать виноградарство. И в 2004 году решил начать свое дело. К тому времени у него уже сложился идеал белого вина: минеральное, строгое, «морское» вино – тот стиль, который сейчас называют «атлантическим».
Поиски идеального терруньо (так в Испании называют терруар) привели Рафаэля в Вальдеоррас, в долину Бибей (Valle del Bibei), где издавна произрастает виноград сорта годельо. Виноделием здесь занимались несколько веков, но большинство виноградников в конце концов были заброшены из-за тяжелых условий: почвы очень бедные, имеют сыпучую текстуру, состоят по большей части из гранита и слюды; местность гористая, виноград растет на маленьких террасированных участках, уход за которыми – особая проблема; климат довольно жаркий – в таких условиях непросто выращивать виноград с достаточной кислотностью. Паласиос остановил свой выбор на самых высотных виноградниках, расположенных на уровне 600–800 м над морем, с самыми старыми лозами. Перепад дневных температур в этих местах летом достигает 20 °C, а зимы бывают холодными.
Сейчас у Рафаэля Паласиоса 28 виноградников, хаотично разбросанных по долине. Главное, что обращает на себя внимание – их сверхмалый размер: самый крупный – не более гектара. Виноград с каждого участка собирается и винифицируется отдельно, а затем производится купажирование.
Рафаэль применяет традиционные методы обработки лоз и почвы. Он полностью исключил искусственные удобрения и гербициды, но делал это постепенно, чтобы не «шокировать» виноградники.
Паласиос производит три вина: Louro do Bolo, As Sortes и Sorte o Soro. Он не делит вина на первые и вторые, но As Sortes демонстрирует большую глубину и сложность. Виноград для этого вина собирают с самых старых лоз, ферментируется и выдерживается 8 месяцев в фудрах (foudres) – больших бочках из французского дуба. Louro do Bolo изготавливается как из собственного винограда, так и из купленного у местных фермеров. Ферментация проходит в нержавеющей стали, а выдержка – в фудрах на осадке. Новый топовый продукт Sorte o Soro производится из винограда, собранного с одного участка. Главные качества всех вин Рафаэля – не ароматы, а вкус – свежий, кислотный, солоноватый, выразительный, с мощнейшей структурой.
Уникальный вкус
После презентации вин хозяйства Rafael Palacios мы встретились с Рафаэлем и узнали о результатах его работы с экспрессивным сортом винограда годельо.
Ваша семья – известный винодельческий клан. Было ли для вас естественным пойти по стопам отца?
Да, семейная история очень важна. Отец – винодел в первом поколении, но его предки занимались виноградарством. У нас большая семья, у меня восемь братьев и сестер! Четверо стали виноделами, один человек тоже в бизнесе, но занимается финансами.
Соревнуетесь ли между собой?
Можно так сказать. Это не конкуренция, а именно соревнование. Каждый из нас стремится производить величайшие вина в своих регионах, и наши усилия прославляют семью Паласиос. Каждый, кто покупает вина Palacios, знает, что это имя гарантирует качество – неважно, где сделано вино – в Приорате, Биерсо, Риохе или Вальдеоррасе.
Почему решили начать собственный проект?
Я единственный из нашей семьи, кто интересуется белыми винами. Это увлечение зародилось во время учебы во Франции, укрепилось в Австралии и Новой Зеландии, а окончательно оформилось на семейной винодельне в Риохе, где я создал свое первое белое вино. Я начал искать терруар, который позволил бы мне сделать особенное белое вино, не похожее на другие – и нашел его в Вальдеоррасе.
Почему выбрали долину Бибей?
Галисия – местность с по-настоящему атлантическим, а не средиземноморским климатом. Лучше всего его отражает годельо – он более яркий и насыщенный, чем другой известный галисийский сорт, альбариньо. Вальдеоррас – единственное место в Галисии, где можно найти участки, на которых культивируется только годельо. Я с самого начала искал самый высотный терруар, чтобы производить элегантные, свежие вина. Долина Бибей соответствовала этим требованиям. Правда, в этом году большая высота обернулась неприятностями – весна была необычно холодной, а в конце апреля ударили заморозки! Была потеряна большая часть урожая.
Каков стиль ваших вин?
Мы не делаем стандартное белое вино, про которое можно сказать лишь то, что оно пахнет белыми фруктами и цитрусовыми. Для меня главное – отразить во вкусе характер земли, на которой растет виноград. В нашем вине вы найдете тонкость, свежесть, характер. Тяжелые песчаные почвы дают минеральность, не похожую на ту, которая получается на меловых или вулканических почвах. Мы нацелены на то, чтобы наши вина подолгу развивались в бутылке. Высокая кислотность это позволяет.
Какие техники используете, чтобы получить такие вина?
Главная «техника» – индивидуальный подход к каждому участку. Каждая партия винограда собирается в оптимальное время и винифицируется отдельно. Финальный ассамбляж происходит либо в январе, либо, для вина As Sortes, – в апреле.
Мы придерживаемся принципов органического виноделия. Это легко, потому что тут такая традиция. С мильдью и оидиумом боремся старым контактным методом – бордоской жидкостью. Не применяем системных продуктов, таких как антибиотики. Гораздо более сложно заниматься биодинамикой – мы используем лишь некоторые техники. Например, подрезка винограда и сбор урожая для As Sortes производятся в точном соответствии с фазами Луны. Но очень трудно, почти невозможно применять биодинамику на всех двадцати восьми участках! Например, подрезкой можно заниматься всего 4–6 дней в месяц, для этого нужно полсотни человек, и мы просто не найдем столько квалифицированных рабочих. Специальный компост тоже применяем, его для нас делают профессиональные испанские биодинамисты.
Каким вы видите вашего потребителя?
Это ценитель тонких французских белых вин, европеец. Я не хочу сказать, что мы подражаем французскому стилю, но наши подходы, а именно ориентированность на отражение терруара, очень близки. Главное для человека, который пьет наши вина – не яркие цветочные ароматы, а глубокий, сложный вкус. Сделать броское вино легко. Трудно создать продукт, отражающий характер земли.
Сильно ли ориентируетесь на экспорт?
Мы стали развивать экспорт еще десять лет назад, когда Испания была процветающим государством, и проблем со спросом внутри страны не было. Тогда мы отправляли за границу 45% вина, а сейчас, в связи с кризисом, экспортируем 65%. Это нас спасает – экономическая ситуация в стране очень сложная.
Как считаете, ваши вина больше пьют дома или в ресторанах?
И там, и там. As Sortes расходится по ресторанам и винотекам. На самом деле, мне не так важно, где пьют наши вина – главное, что это дарит людям удовольствие и новые впечатления.
Как улучшаете качество своих вин?
После десяти лет работы мы знаем каждый участок, как собственного ребенка. С каждым годом вина становятся все более экспрессивными и тонкими. Совершенствуются методы работы с дубом, сроки выдержки на осадке.
Вы можете удовлетворить любой спрос, или существуют квоты?
Для As Sortes есть квоты. Производится около 30 тыс. бутылок, и они расходятся моментально.
Что думаете о российском рынке?
Он очень быстро растет. Структура спроса тоже радует – у вас много ценителей качественных напитков, для которых в первую очередь важен вкус. В Китае, например, все помешаны на брендах. Я вижу настоящий интерес, стремление разобраться, узнать что-то новое. Пока Россия не входит в число самых важных рынков для Palacios, но года через три все вполне может измениться.
Трудно продвигать свое вино в России?
Нет, потому что у нас хорошие партнеры: компания «Винотерра» и несколько других. На них можно положиться, они проводят дегустации и знакомят потребителей с нашими продуктами.
Каковы ваши цели и ожидания?
В Испании есть культовые красные вина, а белых пока нет. Я хочу, чтобы наши продукты заняли место в мире великих белых вин. К этой цели я иду давно, с тех пор, как мы переехали в Галисию. Мне кажется, наше новое вино Sorte o Soro может претендовать на звание великого. Урожай 2009 года уже вышел на рынок.
Читать далее в рубрике «Виноделие»
01.04.2013
В прошлом году в Санкт-Петербурге родились первые в России командные игры сомелье и знатоков вина «Лига Сомелье». В начале этого года конкурс стартовал и в Москве – уже есть первые результаты и впечатления. Мы встретились с организатором московской версии Романом Сосновским, чтобы прояснить детали нового формата винных соревнований.
01.03.2013
В ЮАР женщине по-прежнему тяжело сделать карьеру в винной отрасли. Трудно приходится и на винодельне, и в офисе. В стране очень популярно регби, и многие спортсмены после завершения карьеры основывают винные хозяйства. Громкое имя помогает суровым мужчинам продавать вина, а затем их сыновья идут по стопам отцов. Однако особо талантливые и настойчивые женщины все-таки могут пробиться в профессию и реализовать свой талант – как это получилось у главного винодела Van Loveren Данелль ван Ренсбург.
01.03.2013
Юлиану Бондаревскую, бренд-сомелье ресторанов компании «Арпиком», привлекла в профессию возможность не навязывать посетителю ресторана свое мнение, а тонко менять его убеждения, помогать узнавать что-то новое. При этом Юлиана замечает, что креативность и личностный подход к гостю – не самоцель. Они должны быть строго подчинены коммерческим интересам заведения, но не входить друг с другом в конфликт.