«Нам удалось сформировать аудиторию людей, которым интересен вкус кофе, и они ценят наш продукт и труд»
В конце 2012 года Артем Темиров и Павел Шуваев решили открыть кооператив «Черный». Нашли троих партнеров и в мае 2013-го запустили проект, в который вложили 500 тысяч рублей. Сначала придумали велокофейню, участвовали в городских фестивалях и маркетах.
Каждый владелец и основатель кооператива делает все — собирает стойку, варит кофе, моет посуду, считает себестоимость, пишет посты в социальные сети, заполняет таблицы — по очереди. Все решения принимаются на собраниях путем демократического консенсуса
В 2013 году у кооператива появилась первая постоянная точка в магазине «Циолковский». «Мы привлекли к себе много внимания, за первый год про нас вышли десятки статей в СМИ, хотя весь наш проект на тот момент представлял собой угол в книжном магазине и велостойку, с которой мы иногда стояли на городских событиях и лишь изредка выезжали несогласованно в разные районы», — вспоминают партнеры на странице в «Фейсбуке».
В 2017 году кооператив «Черный» переехал в полноценное кафе на Покровке. «Мы решили заниматься именно спешелти-кофе потому, что увидели в нем максимальные перспективы с точки зрения этики, а не конкурентных преимуществ», — поясняют авторы проекта.
Партнеры ведут журнал решений, принятых на собраниях. Вспоминают, что в первый год их было так много, что напоминало анекдот про анархистов, которые создавали отдельную рабочую группу для замены лампочки
«Мы начинали как радикально-демократический кооператив, пятеро основателей, они же работники, полный отказ от идеи наемного труда, равное распределение прибыли и посменное чередование всех рабочих обязанностей, мы отрицали не только идею наемного труда, но и специализацию в рабочих коллективах, — рассказывают об идее проекта создатели кооператива подписчикам в соцсети. — Сейчас мы не знаем, как все должно быть организовано в горизонтальных демократических коллективах и каким должен быть наш кооператив, чтобы оставаться верным своим принципам, но при этом быть успешным с экономической точки зрения и не терять позиций на рынке».
Каждый год команда внедряет новые принципы в работу: представления об устройстве рабочих коллективов находятся в процессе постоянного развития.
Подводя итоги шестилетней работы, какие показатели или достижения вы считаете ключевыми?
Главное наше достижение — это огромное сообщество людей вокруг нас. Наши инициативы не тонут в пустоте, мы получаем поддержку. Наш день рождения отмечался как большой праздник, нам дарили цветы, подарки, торты.
Второе по значимости достижение — кофейня очень успешна. В выходные дни мы за день продаем 300 чашек кофе и 4–5 кг кофе в зернах. Мы приблизились к желанным цифрам и двигаемся дальше.
Нам удалось сформировать аудиторию людей, которым интересен вкус кофе, и они ценят наш продукт и труд.
Какова сейчас ваша команда и как распределяются зоны ответственности?
Мы находимся в процессе реорганизации, за прошлый год команда сильно выросла, и мы перераспределяем многие задачи.
За операционную деятельность кофейни отвечает коллектив заведения, за финансы — один из сооснователей Павел, за маркетинг и продукт — я.
У вас большое количество подписчиков в соцсетях — в «Фейсбуке» около 10 тысяч. Кто ведет аккаунты?
Соцсети веду я и мои коллеги Нина и Слава. За 6 лет мы не потратили ни рубля на рекламу. Мы работаем над продуктом и рассказываем людям о кофе.
Каким образом создаете и поддерживаете сообщество вокруг кофейни?
Мы проводим еженедельные капинги, устраиваем события в кофейне, связанные с кофе, или придумываем другие поводы, чтобы всему сообществу собраться и просто пообщаться.
Каков ваш подход к меню кофейни?
У нас очень простое меню, главное в нем кофе. Из еды у нас только три сэндвича и несколько видов печенья и кексов. Планируем добавить десерты, но еду расширять не хотим.
Кофейное меню очень простое — классика на основе эспрессо (без авторских напитков и рафов), а из фильтр-способов — только V60 и аэропресс.
Первое место по продажам у нас занимает V60, второе место делят капучино и флэт-уайт.
За винную часть кооператива отвечает наш сомелье Самвел. Он выбирает все вина и по пятницам сам стоит за стойкой.
Готовите на кухне кофейни или все закупаете?
Еду готовит проект «Мох», а выпечку — «Наташа пекла».
Каковы дальнейшие планы по развитию кооператива и кофейни?
Планов много, рассказывать все не будем. Пока главное — привести всю организационную часть в лучший вид и развивать направление оптовых продаж обжаренного кофе.
Вы участвуете в Московском предпринимательском форуме. Чем вас привлекает воркшоп «Кофейный бизнес»? Кому он будет полезен?
Мне очень хочется на воркшопе Московского предпринимательского форума рассказать о том, какой интересный и одновременно сложный кофейный бизнес. Он неоднородный, в нем много сегментов. Успех бизнеса, построенного на кофе, во многом зависит от знания продукта.
Очень надеюсь, что предприниматели, которым интересен кофе, после этого воркшопа смогут по-другому думать о перспективах рынка. Возможно, кто-то передумает и не станет вкладываться в кофе вообще, а кто-то решит вложиться не в кофейню, а в собственную обжарку.