Кому нужен корнер
Я считаю, что работа в корнере подходит гастроэнтузиастам либо рестораторам, которые нуждаются в дополнительной рекламе. Единичный корнер — далеко не бизнес-концепция. Это, скорее, творчество и попытки новичков заработать, но никак не серьезный бизнес-формат. При этом следует отделить единичный корнер на рынке от, скажем, сетевой точки того же фастфуда. На мой взгляд, крупному игроку на гастромаркете делать нечего, разве если только самому открыть место, куда зайдут другие со своими корнерами.
Лично мне не интересны фуд-маркеты и работа в корнерах. Я уже заявил о себе как о рестораторе с моноконцепцией. Моя задача — развивать, укреплять сеть «Мясо & Рыба» и не размениваться на подобные проекты.
Перспективы гастромаркетов
Пока тема гастрорынков «качает», их количество будет только увеличиваться. Проекты корнеров станут постепенно крепнуть, профессионализм вырастет. Но «каннибализм» (процесс, когда однотипные заведения уничтожают сами себя или себе подобных из-за слишком стремительного роста) среди корнеров уже начался — они будут поглощать друг друга.
Из места для гастроэнтузиастов корнер станет площадкой для профессионалов средней руки, не имеющих сети, но умеющих стабильно зарабатывать именно в таком формате. Мне думается: еще несколько подобных площадок в Москве, и рынок уже насытится.
Дополнительная тренировка
Вложения в открытие корнера на фуд-маркете мизерные: в разы меньше, чем в любое кафе. Несколько метров, очень простые процессы... Можно ли рассматривать как площадку для старта ресторанного проекта? Скорее уж, для дополнительной тренировки. Это все равно, что спросить: «Можно ли перед управлением самолетом освоить велосипед?». Можно. Рулить будешь уметь. Но причем тут лайнер с его штурвалом?
Популярные концепции
Замечу: выстреливают не концепции, а площадки. Концепция уже подстраивается, например, в молодежном месте нужны какие-то гастрономические фишки в духе времени. В «спальнике» или на «проходняке» — привычная шаурма, грузинская, китайская и любая другая максимально понятная кухня, а в «Депо» — уже «Веганутые», «Бэтмен и узбеки»... Прелесть корнеров в том, что это не фастфуд в привычном смысле, следовательно, и единых стандартов просто нет.
Ротация корнеров
Корнеры быстро закрываются: слишком много приходит гастроэнтузиастов, не понимающих, о чем тут вообще речь, как рассчитать экономику, как выстроить бизнес-план. Не все, конечно, есть и очень удачные старты. Но тот, кто открывается наобум, и закроется ровно так же: скоропостижно. Впрочем, ротация для такой сферы — вещь вполне естественная.
Перед созданием собственного проекта советую поработать сперва в каком-нибудь другом корнере, изучить изнутри все процессы. И вторая рекомендация: привлечь специалиста. Этот человек, основываясь на собственном опыте, рассчитает вам бизнес-модель. «Голая теория» здесь интересовать вас не должна. Только опыт. Пусть для начала и чужой.