Сумма небольшая, но популярность кофеен растет. По прогнозу компании Business Planner, рынок кофе навынос может вырасти до 2028 года в четыре раза. При этом продажи кофе в розничных магазинах в Москве сократились в 2018 году на 3,9 % (данные Nielsen). Что происходит?
«С падением уровня доходов часть жителей страны стали воспринимать кофейни как место отдыха, — отмечают аналитики Business Planner. — В 2016−2017 году в крупнейших городах страны произошел самый большой рост количества кофеен, что заметно и по росту объема импорта кофе в Россию».
В результате в последние несколько лет в России образовались успешные федеральные сети формата монокофеен и «кофе с собой». Количество классических кофеен в крупных сетях сокращается, новые игроки на рынок не выходят.
«Формат монокофеен и “кофе с собой” в ближайшей перспективе захватит лидирующую позицию на рынке всех крупных городов, — считают в Business Planner. — Их аудитория растет за счет потребителей 18−35 лет, в то время как трафик в классических кофейнях падает».
Эксперты объединили данные ретейл-аудита и потребительских исследований Nielsen и показатели смарт-терминалов «Эвотор», установленных в 269 кофейнях в Москве и Московской области. В выборку попали только предприятия малого бизнеса — несетевые кофейни и сетевые точки, работающие по франшизе.
Выяснилось, что ядро аудитории кофеен в столице — молодые люди в возрасте 18−35 лет, которые предпочитают покупать капучино по утрам в рабочие дни и тратят в кофейне около 200 рублей. 80 % продаж кофеен приходится на горячие напитки, причем 9 из 10 — это кофе. На еду приходится лишь около 15 % продаж, холодные напитки составляют менее 5 % продаж. Самый популярный напиток в кофейнях — капучино. На него приходится более 45 % всех продаж кофе. Доля продаж кофе с молоком составляет около 75 %, черного кофе — лишь 15 %.
Чаще всего при посещении кофейни потребители покупают напитки навынос — на чеки с одной позицией приходится практически две трети всех продаж исследуемых заведений (66 %). Среди чеков с одной позицией на еду приходится менее 10 % продаж. Только 14 % посетителей заходят в кофейню, чтобы перекусить — то есть одновременно покупают еду и напитки.
«На бегу» чаще покупают сладкую еду, чем сытную (56 % от всех продаж еды в кофейнях). Самые популярные товары в кофейнях — шоколад и круассан в сладкой еде, сэндвичи и ролл — в сытной.
Типичный посетитель кофейни забегает за напитком с 6 до 12 часов: на это время приходится половина продаж кофе. Еще 40 % — на дневное время, вечером продается лишь 7 % кофе.
«Возможность перекусить на ходу — один из основных драйверов посещения кафе и кофеен формата “напиток с собой”. Потребитель все чаще обращает внимание на удобство расположения торговой точки и скорость услуг. Кофейни — яркий пример того, как сочетание этих двух факторов приводит к развитию бизнеса. Низкая стоимость перекуса подталкивает продажи вверх: средний чек в московской кофейне составляет порядка 200 рублей, а в других заведениях формата “перекус на ходу” — 625 рублей», — говорит Константин Локтев, директор по работе с ретейлерами Nielsen.