В каком состоянии, по-вашему, сейчас находится российский рынок кофе?
Я работаю в этом бизнесе уже 18 лет, и на протяжение всего этого времени наблюдаю постоянное развитие. А в последние годы ‒ не только в количественных показателях, но и в качественных. Растет интерес к высококачественным сортам кофе, микролотам (кофе, доступному в крайне ограниченных количествах), к плантационному кофе, к ботаническим видам. Рост объёмов я вижу в основном в сегменте жареного зернового и молотого кофе, причем наибольшую динамику отмечаю опять-таки среди высококачественных сортов.
Что нужно делать для развития отрасли?
Создавать условия для развития рынка, сделать мир кофе открытым для всех. Что это значит?
Нам всем нужен образованный потребитель. Тот, который знает, что растворимый кофе ‒ это кофе, а не химия, знает, что высокое содержание кофеина не является подтверждением высокого качества и не считает, что из всего кофе, который отправляется в Россию, сначала «вынимается» кофеин для медицинских целей. Потребитель, понимающий, что различные сорта кофе из разных стран имеют огромную гамму вкусов, что плохого кофе не бывает, а бывает кофе, который не нравится.
Растет интерес к высококачественным сортам кофе, микролотам, к плантационному кофе, к ботаническим видам
Вы работаете только с зеленым кофе. Не планируете ли расширение спектра услуг, например, обжарку и прямые поставки в заведения HoReCa?
Сложный вопрос. Являясь трейдерами, мы всегда руководствовались тем, что не можем конкурировать с компаниями, которые покупают у нас зеленый кофе и строят свой бизнес на продвижении кофе обжаренного.
Сегодня, по мере развития сегмента свежеобжаренного кофе высокого качества, мы все больше задумываемся о том, что доступ к редким и дорогим сортам в совокупности с опытом и пониманием продукта и рынка позволяет нам работать напрямую с ресторанами или кафе. Я не думаю, что это может стать основным направлением нашего бизнеса, но это направление заслуживает внимания, и мы занимаемся его изучением.
В чем особенность хранения кофе?
Это достаточно трудоемкий процесс. К сожалению, сухой климат в Московском регионе не позволяет хранить кофе долго ‒ зерна начинают высушиваться. Нашей основная задача ‒ оперативно вывести кофе из страны происхождения, поместить его на ближайший склад в Европе и уже с него подвозить продукт на основной склад в Москве. Одновременно с этим мы минимизируем прикосновения человека к кофе, что улучшает его сохранность. В настоящий момент совместно с нашими партнерами мы работаем над новым складом с особыми условиями хранения, которые существенно улучшат сохранность кофе.
Какова ситуация на рынке обжарщиков?
Обжарщиков сейчас немного, но их количество растет и будет продолжать расти в связи с растущей потребностью именно в свежеобжаренном кофе. Одного обжарщика на город недостаточно, их должно быть несколько. Не завтра, и, наверное, не послезавтра, но рынок развивается именно в этом направлении.
Можете развеять популярные мифы о «чудесных» свойствах зелёного кофе?
Зеленый кофе, то есть необжаренные кофейные зерна, не является продуктом питания и никакого отношения к диетологии не имеет. Это необработанное сельскохозяйственное сырье для промышленной переработки, перемещаемое в таре, предназначенной исключительно для транспортировки. Часто его фумигируют перед отгрузкой, так как на поверхности содержатся вирусы, микробы и бактерии, обитающие в стране-импортере.
Простой помол зеленых зерен и последующий настой их на воде ничего общего с экстракцией кофеина и хлорогеновой кислоты не имеет, это намного более сложный процесс. В свое время, чтобы поставить окончательную точку в данном вопросе, мы обратились в Скрэнтонский университет в США. На 243-й Ассамблее Американского Химического Общества (ACS) доктор Джо Винсон подтвердил, что никаких опубликованных исследований на тему похудения с помощью необработанных кофейных зерен не существует.
Разумеется, эти мифы используют недобросовестные компании, чтобы их монетизировать. Это краткосрочные проекты, которые быстро возникают и также быстро исчезают.
Есть ли в вашем ассортименте эксклюзивные сорта и бленды?
У нас очень интересная линейка бразильского кофе, в частности, редкие сорта ибаири и марагоджип, причем в случае последнего мы ‒ единственная компания в мире, которая его предлагает. Проект очень сложный, поэтому мы осуществляем его не в одиночку. Есть очень много подводных камней, но вкус у этого кофе настолько интересен, что мы решили довести проект до конца.
Какие направления деятельности для вас приоритетны?
Одним из них является разработка совместных проектов с фермерами в различных странах мира и российскими обжарщиками. Мы способствуем им при выстраивании отношений, поддерживаем и финансируем наличие постоянных складских запасов, помогаем им напрямую выходить на рынок и контактировать с потребителями.
Мы входим в группу компаний Neumann Kaffee Gruppe, которая обеспечивает нам доступ к сорсингу кофе, финансированию, консалтингу и информации, и охотно делимся этими знаниями: организовываем различного рода семинары и мастер-классы, на которых пытаемся объяснять процессы, происходящие на мировом рынке кофе.
Какой кофе сейчас в тренде?
Если честно, не знаю. На мой взгляд, в тренде постоянно должен быть свежеобжаренный высококачественный кофе нового урожая, вывезенный из страны происхождения в течение 3‒4 месяцев после сбора. Этому тренду мы и храним верность.