Организатором конференции выступила ассоциация «Росчайкофе». Ее генеральный директор Рамаз Чантурия рассказал об изменениях на рынке и отметил необходимость государственной поддержки отечественных производителей.
Участники конференции сошлись во мнении, что эта поддержка должна быть направлена на упрощение таможенного законодательства (для этого зеленый кофе следует перевести в группу низкого фитосанитарного риска), отмену пошлины на ввоз фильтровальной бумаги (которая в России не производится и вряд ли будет производиться в ближайшее время) и некоторые виды травяного сырья – ройбуш, мате, каркаде.
Не менее важно сохранить действующие льготные условия на ввоз кофейного и чайного сырья – сейчас действует нулевая ставка. Посетовали и на НДС – для чая и кофе он стандартный, 18 %, в отличие от многих пищевых продуктов с 10 %.
Опальный пакетик
Объем импорта чая снизился на 4 % по сравнению с прошлым годом и составил 171,5 тыс. т, а экспорт немного вырос. Основной поток пришелся на Украину (64 %), а прирост обеспечили Киргизия и Австралия (последняя страна – новый рынок для России).
Не изменились и основные поставщики чая: лидирует Шри-Ланка, существенно выросли поставки из Кении. Потребители по-прежнему отдают предпочтение черному чаю, причем пакетированному: спрос на пакетики разовой заварки устойчиво растет уже несколько лет, хотя их репутация изрядно подпорчена СМИ.
Мария Драбова, директор по связям с общественностью группы компаний «Орими Трэйд» (бренды Greenfield, «Жокей», «Принцесса Нури» и т. д.), опровергает миф о том, что пакетированный чай производится из отходов. «В Великобритании, символизирующей чаепития и чайную культуру, употребление чая в пакетиках превышает 90 % (в России – 60%), это довольно красноречивый факт. Да и откуда, скажите, взять столько отходов?»
Позитивная пропаганда кофе и чая, считает Мария, должна осуществляться на государственном уровне наравне, например, с молоком, которое телевидение и СМИ позиционируют как полезный и необходимый каждому продукт. Чай и кофе же, невзирая на их полезные свойства, на такую поддержку рассчитывать пока не могут.
Проблема оценки
Что касается кофе — лидирующие позиции пока удерживает растворимый (63 % против 37 % жареного). Хотя увеличение объема кофейного рынка (он вырос на 2,5 %, составив 121–122 тыс. т) произошло за счет роста потребления не растворимого, а жареного кофе, причем в сегменте HoReCa. Но говорить о конкретике рано: «Потребление кофе в HoReCa трудно оценить, ‒ говорит Мария Драбова. ‒ Да, мы видим, что сегмент растет, и возросший интерес к жареному кофе мы связываем именно с этим, но все эти многочисленные сети кофеен – это не только кофе, но и десерты, сопутствующая еда... Пока мы можем оценить только рынок ритейла, поскольку есть конкретные данные, агентства, предоставляющие их».
«Добавлю, что точных исследований по рынку HoReCa в России на сегодняшний день практически нет. Все, что мы встречаем в интернете, очень поверхностно, ‒ дополнил Рамаз Чантурия. ‒ Очевидно, что сегмент HoReCa становится все более и более заметным, но точные его координаты и границы очень сложно определить без качественных исследований. На сегодняшний день, к сожалению, практически нет агентств, проводящих подобную оценку. Точных данных нет, и это проблема, стоящая перед индустрией – и чайной, и кофейной. Если наша ассоциация соберется с силами, то возможно, организует соответствующее исследование в ближайший год».