Опрос международной исследовательской компании 4Service прояснил, какие рестораны предпочитают россияне, сколько готовы платить за хороший сервис и оставлять на чай.
26 декабря 2016
Собственное изобретение: ресторан инженера Шишлянникова

Маргарита Золотых
шеф-редактор HM
шеф-редактор HM
После технического вуза, без специального поварского образования, Михаил Шишлянников устроился работать на кухню ресторана. Спустя несколько лет ему удалось воплотить свою мечту — стать владельцем гастрономического бистро Black Code.
«Для родственников мое решение работать в сфере общепита было неожиданным. Но все в восторге, что я занимаюсь делом, которое мне по душе»
Откуда интерес к ресторанной сфере?
Я люблю готовить с детства. Меня не устраивало образование, которое я получал, но я прислушивался к мнению отца, убежденного, что мужчина должен быть инженером. Закончив университет, я по договоренности с ним получил год, чтобы заниматься своими делами.
В то время мои друзья снимали видеожурнал для сайта «Афиши», делали выпуск с Айзеком Корреа. Узнав о моем желании работать в ресторане, они позвонили ему — и на следующий день я отправился на собеседование. Меня взяли в новый проект — Corner Burger на Большой Грузинской — за два месяца до его открытия. Там я узнал, как все делается с нуля.
Сначала был на подхвате: принеси, почисти, убери и снова принеси. Я ловил все на лету: получал профессиональные навыки, узнавал все блюда и способы их приготовления. Мне очень повезло: я попал на проработку меню, увидел, как делать калькуляцию, как составлять техническую карту. Команда была очень сильной: помимо иностранных бренд-шефов и кондитера-француза в ней были русские повара, прежде работавшие в московском «Ритц-Карлтоне».
Спустя несколько месяцев я стал старшим поваром — помощником су-шефа и шефа. Через год убедился, что на зарплату повара не проживешь (на тот момент я получал 20 тысяч рублей в месяц) и пришло время работать по полученной специальности. Я решил помогать отцу в семейном бизнесе. Годом позже перешел в инженерную компанию, которая занимается системами пожарной безопасности в торговых комплексах.

«На вопрос Айзека Корреа, почему хочу работать поваром, я ответил, что очень люблю готовить»
Что сформировало ваш гастрономический вкус?
Я родился и до 13 лет жил в Казахстане — рос на конине, баранине, традиционных казахских блюдах. Родители очень вкусно готовят, баловали и европейской кухней. Когда появилась возможность путешествовать, всегда с интересом пробовал новые блюда, создавая свой собственный рейтинг. Полюбил средиземноморскую кухню — греческую, испанскую, итальянскую.

«Я ценю простую понятную кухню, из хороших продуктов, с традиционными приправами. Мне нравится готовить на огне, в печи, на гриле»
Когда возникла идея создания своего кафе и сколько времени ушло на ее воплощение?
Мечта о своем кафе была со студенческих лет, но не было знаний, как этот бизнес должен работать, что меня и останавливало. Работая инженером, я спрашивал у себя, чем хочу заниматься в жизни, от чего получаю удовольствие и как могу зарабатывать деньги — все интересы сходились на кулинарии и ресторанном бизнесе.
На перемены вдохновила моя девушка Даша, создавшая пиар-агентство. «Любой бизнес начинается с расчетов», — сказала она мне. Бизнес-план я начал составлять в сентябре 2015-го и писал около полугода, учел все вплоть до количества салфеток. Прочитал очень много литературы, посетил профильные семинары — и сложил все знания в одну корзину.
Когда я определил сумму, необходимую для реализации проекта, возник следующий вопрос: где взять деньги, в том числе и на финансовую подушку. Первые сто дней бизнесу тяжеловато (если это не новиковский ресторан с громким именем), и помимо стартовых инвестиций нужно иметь еще 50 % суммы в кармане, чтобы знать, что завтра несмотря ни на что ты сможешь выдать зарплату сотрудникам и купить продукты. Очень много ресторанов закрывается, потому что владельцы, вложив все деньги в открытие, ожидают гостей и прибыли с первого дня. Это ошибка.
Часть суммы у меня была. Когда я продал все, что мог, в том числе любимую машину, мне все равно не хватало. Предстояло либо искать партнеров (самый худший вариант, так как появляются дополнительные мнения, которые придется учитывать), либо инвесторов. Мне повезло — я получил необходимые деньги в долг.
29 декабря 2015 года я уволился и начал искать помещение. Занимался этим сам, без риелтора — потратил более трех месяцев. Я рассматривал варианты, девушка уже говорила: «Хватит искать, снимай!». Мне же казалось, что могу найти лучше. Когда наконец увидел объявление, в котором все сошлось — и в центре, и с панорамными окнами, и с маленькой арендой, и ранее был общепит (обанкротившаяся пельменная), — не поверил, ждал каких-то подвохов, перезванивал владельцам.
Ремонт начался в первых числах мая и тянулся около трех месяцев. Я вновь приобрел новые знания, сейчас мне легко составить смету. Если буду реализовывать новые проекты, смогу нанять подрядчика, понимая все затраты: и временные, и финансовые.
Итак, на обдумывание и реализацию проекта ушло около восьми месяцев.

Первый месяц после открытия принес какие-то уроки?
Ничего катастрофического не было: я много времени уделил расчетам и зашел подготовленным. Единственный недочет, который выявился в первый месяц, — плохой интернет. Но это не столь важно: мы пропагандируем живое общение, сеть нужна только для работы с кассой.
В начале столкнулись с недовольством одного жильца (ресторан на первом этаже жилого дома), но с ним удалось поговорить и найти общий язык.

Первыми гостями стали друзья и родственники?
Нет, жители района. Едва мы открыли ставни, зашел молодой человек, сказал: «Наконец-то». И вечером пришел со своими друзьями. Сказали, что рады — рядом с домом появилось кафе с хорошей кухней и не нужно никуда ехать.
Я здесь каждый день, помню постоянных гостей, многих знаю по имени.

Чтобы исключить риски некачественного исполнения, Михаил делал ремонт своими руками: полученные ранее технические, инженерные, строительные навыки были достаточными
Вы просчитывали трафик? Каково ожидаемое количество гостей?
Улица не суперпроходимая. Со счетчиком я не стоял, я оценивал визуально, сколько ходит людей, какие строения рядом, есть ли бизнес-центры или подобные кафе.
Изначально планировал кормить студентов, но аудитория оказалась иной: днем приходят сотрудники близлежащих банков и офисов. Они хорошо разбираются в еде, хотят внятное блюдо за вменяемые деньги, и быстро. Весь обед должен занять не более 45 минут. Независимо от запары на кухне, они получают то, что ожидали, и возвращаются. За первые полтора месяца мы получили гостей, которые приходят практически ежедневно. Вечером больше молодежи, на выходных много местных.

Какова сейчас статистика?
Статистика вырабатывается в течение трех месяцев, но уже могу сказать, что ожидания и реальность оказались очень близки. Возьмем этот четверг: у меня было 27 посетителей, 21 чек. По моим расчетам, чтобы вложения окупились через 11 месяцев и заведение было прибыльным, должно быть в среднем около 40 чеков. Сейчас в будни я получаю 75 % от заложенной в бизнес-плане суммы, но в выходные все компенсируется с лихвой.
Мы занимаемся получением лицензии на алкоголь — когда появится винная карта, прибыль увеличится. Здесь много людей, которые после работы ходят зайти в кафе и выпить.
В ближайшее время введем обеденное предложение, со скидкой. Раздувать меню не планирую.

Насколько важно для повара и владельца ресторана профессиональное образование?
Можно быть прекрасным поваром и без него. В любом деле главное желание, способность к саморазвитию и расширению кругозора.
Я отношусь к «корочке» как к подушке безопасности: наличие диплома в нашей стране очень ценится, помогает устроиться в жизни. Конечно, как у любого повара, у меня есть желание улучшать навыки. Есть мечта поехать учиться в Le Cordon Bleu, поработать поваром в ресторанах Германии, Испании и Италии.
Если говорить о навыках управления, то их я получил до открытия своего дела: на протяжении пяти лет я отвечал за производственные процессы и работу большой бригады. Тогда я определил для себя: выстраивать отношения в команде нужно в дружеском русле, быть руководителем, к которому легко обратиться в сложной ситуации. На нашей кухне не кричат, не ругаются матом.
Знаний в финансовой области также хватает. Деньги все умеют считать, тем более свои. Бухгалтера не нанимал, веду дела сам. Многие функции берет на себя техника, что упрощает жизнь: программа ведет учеты, показывает, когда нужно платить налоги, присылает на почту уведомления, какие продукты на исходе, что нужно заказать. Закупки также на мне, я через знакомых нашел поставщика, который каждый день привозит свежие продукты.
В штате восемь человек, в смене работает четыре: два повара, девочка-уборщица и официант. Мне хватает ума, чтобы не нанимать уйму персонала и не увеличивать издержки.
В дальнейшем хочу открыть еще два небольших заведения с домашней европейской кухней — идей у меня много.

Читать далее в рубрике «Ресторанное дело»
23.12.2016
Новый проект холдинга Funny Family Group (рестораны Funny Cabany и кафе Chicken Run) занял место кафе «Артистическое» в МХТ им. Чехова.
22.12.2016
Специалисты консалтинговой компании Colliers International подсчитали, что доля операторов общепита среди арендаторов стрит-ретейла на Кузнецком Мосту и Тверской улице в Москве за последние четыре года выросла почти в 1,5 раза — до 33 % и 26 % соответственно.
2.5 тыс
22.12.2016
В 2017 году производитель кофе «Брилль кафе» планирует запустить сеть стационарных точек по продаже кофе навынос. Пока речь идет только о развитии в Москве и Московской области.
2.5 тыс