Без программы мотивации сотрудников ресторан не будет ни работать, ни развиваться. Не пройдет ни одна программа для гостей
Какие методы мотивации эффективны, а какие не работают? Все индивидуально. Один человек может быть замотивирован деньгами, а другому надо стать лидером производственного соревнования. Этот метод мы тоже используем, можно даже сказать, что он первичен. Мы создаем условия, при которых нашим сотрудникам интересно соперничать друг с другом, и поощряем за отличный результат.
А деньги — это, скорее, некое признание, нежели фактическая мотивация. Если мы используем финансовый метод, то стараемся сделать так, чтобы сотрудники сами себя мотивировали своими же деньгами.
Приведу пример: деньги, которые зарабатывает официант. Когда их выплачиваем мы, они могут показаться человеку не такими уж и большими. Зато для ресторана суммы ощутимые, ведь речь идет про выплаты всем сотрудникам — фонд оплаты труда. Решение: лучший по многим показателям официант работает на лучшей позиции, где и зарабатывает самые большие чаевые. Таким образом, он сам себя мотивирует своими же деньгами: знает, что на этой позиции с чаевыми все прекрасно, изначально стремится сюда попасть. По факту платит не ресторан, а гость.
Повторюсь: необходимо понимать, какой метод будет действенным в каждом конкретном случае. Соревнования, финансовый стимул, а может, карьерный рост? Многое решает и личный пример руководителя. Не получится требовать от подчиненных гореть на работе, а самому сидеть ровно. Но и личный пример эффективен лишь при мотивации определенных категорий сотрудников — тех, кто приходит в ресторан с конкретной целью подняться по служебной лестнице. Для тех же, кто пришел только за заработком или пересидеть какое-то время (а в ресторанном бизнесе есть, безусловно, и такие люди, и их немало), это не главное. Но внимание на эффективного руководителя они все равно обратят. Очень важно, чтобы слова у начальника не расходились с делом.
Если персонал не показывает должного рвения, советую обратиться к профессионалам. Мотивация персонала — такая же наука, как управление. Правила работы с сотрудниками нужно осваивать.
Замотивировать можно и тех людей, кого случайно прибило к ресторанному берегу. Я действительно очень мало знаю людей, которые пришли сюда целенаправленно. Более того: я и сам изначально шел сюда на время.